Штат Джамму и Кашмир, Индия. The State of Jammu and Kashmir.
Общая информация о бывшем штате Джамму и Кашмир.
ВНИМАНИЕ!
5 августа 2019 года Ладакх приобрел статус союзной территории:
бывший штат разделен на две «союзные территории»: Джамму и Кашмир и Ладакх.
Общая площадь территории штата Джамму и Кашмир – 222 236 км2. Под фактическим управлением Индии находится только 101 387 км2.
Численность населения штата Джамму и Кашмир – 10,070 млн. чел.
Почти 67 % населения штата составляют мусульмане, около 30 % - индуисты, 2 % - сикхи, остальные несколько процентов делят между собой буддисты и представители других религий.
Официальные языки штата Джамму и Кашмир – урду, панджаби, кашмири, догри, пахари, ладакхи, балти, дадри, годжри и киштвари. Также широко распространены языки хинди и английский.
Столицы штата Джамму и Кашмир: в штате существуют две столицы - Шринагар, район Шринагар (летняя), Джамму, район Джамму (зимняя).
Лучшее время для посещения штата Джамму и Кашмир: По региону Джамму лучше всего путешествовать с марта по октябрь, пик туристической активности приходится здесь на май и июнь. В регионе Кашмира - с апреля по октябрь летний туристический сезон, а с декабря по март - зимний, лыжный. Регион Ладакха доступен для туристов с мая по середину ноября. Туризм в штате напрямую зависит от сезонных дождей и снегопадов, когда закрываются горные перевалы по причине снежных завалов или оползней.
Карта штата Джамму и Кашмир.
История штата Джамму и Кашмир, Индия.
Штат Джамму и Кашмир граничит с КНР на востоке, с Пакистаном на западе, и с Афганистаном на севере. На юге соседями Джамму и Кашмира являются индийские штаты Химачал-Прадеш и Пенджаб. Вопрос о принадлежности территории Джамму и Кашмир Индии до сих пор не закрыт. Пакистан и Китай до сих пор оспаривают свое право собственности на эти земли.
Джамму и Кашмир – это самый северный штат Индии. Его территория почти полностью расположена на западных отрогах Гималайских гор. Начинаясь у низинных районов региона Джамму территория штата простирается до самых вековых ледников региона Ладакх.
Географически, исторически и религиозно штат разделен на три части. Первая из них – регион Джамма, в который входят районы Катуа, Джамма и Самба (ранее был частью района Джамма), Удхампур, Реаси (ранее был частью района Удхампур), Пунч, Дода, Раджаури, Рамбан (ранее был частью района Дода) и Киштвар (ранее был частью района Дода).
Вторая часть Джамму и Кашмира – это регион Кашмирская Долина. Он состоит из районов Анантнаг, Кулгам (ранее был частью района Анантнаг), Пулвама, Шопиан (ранее был частью района Пулвама), Будгам, Шринагар, Гандербал (ранее был частью района Шринагар), Бандипора (ранее был частью района Барамула), Барамула и Купвара.
Третья часть штата Джамму и Кашмир - регион Ладакх. В него входят только два района - Каргил и Лех.
Предания местных народов рассказывают о том, как раджа Джамбулочан основал город Джамму в 14 веке до н.э. Во время охоты на берегу реки Тави он увидел мирно стоящих рядом и пьющих воду льва и козла. Раджа дал своему городу название Джамба, которое постепенно трансформировалось в «Джамму». Название «Кашмир» на санскрите означает «иссушать воду». Согласно индуистской мифологии, когда-то здесь было озеро, которое осушил ведический мудрец риши Кашьяпа для того, чтобы на его месте сотворить долину, настолько живописную и красивую, что ее будут называть не иначе как «раем на земле». Название Ладакх с тибетского языка переводится как «Земля высокогорных Перевалов». И такое название полностью оправдано. Этот захватывающий дух уголок земли также иногда называют «Маленьким Тибетом».
В Махабхарате говорится, что еще до 7 века до н.э. в ведические времена на этих землях правили Камбоджи. Это кшатрийское племя времен железного века. В современно городе Раджаури многие ученые признают столицу этого племени. Немного позже, уже в около 6 века до н.э. в кашмире уже правили Панчалы. Об этом свидетельствует и название одной из частей штата Пир Панджал. В 3 веке до н.э. этот район перешел во владения Империи Маурья. Ашока, властитель Империи, сделал эту долину центром изучения буддизма, на тот момент одним из самых главных.
Еще в 1 веке н.э. Ладакх еще был частью Империи Кушана и не относился к Кашмиру. Смешанное индо-арийское население этих земель исповедовало бонизм, древнюю религию, верование местных племен с шаманистскими и анимистскими чертами. Но постепенно в Ладакх из Кашмирской долины проникал буддизм и становился там все более популярным. Число его последователей увеличивалось, а со всей Центральной Азии и со всего Востока и сюда приходили монахи для обучения у знаменитых учителей. Об этом свидетельствуют многочисленные исторические источники нескольких последующих веков. Несмотря на то, что большей частью регион Ладакх развивался самостоятельно, в 8 веке он оказался предметом разногласий развивающегося «большого» Тибета с восточной стороны и Китая, чье влияние, проникающее через перевалы из Центральной Азии, становилось все ощутимее. Власть над этими землями по несколько раз была в руках каждой из сторон. Только в 842 году потомок древнего тибетского царского рода Ньима Гон объявил об отделении своих территорий от Тибетской Империи и основал в Ладакхе собственную династию. Несколько последних столетий Лакакх развивался исключительно как центр буддизма, и почти все его население занималось его проповедованием и изучением, являясь последователями этой религии.
Но уже в 13 веке в Кашмире появилась новая религия, появившаяся здесь благодаря суфийским мистикам. Этой религией стал ислам. После его появления влияние индуизма и буддизма начали ослабевать. В 1323 году мусульманство принял даже король Ринкана из новой правящей ладакхской династии, несмотря на то, что большинство его соотечественников предпочло исламу буддистский путь развития под покровительством религиозных деятелей буддистского Тибета. Но под влиянием суфийских мудрецов очень быстро исламинизировались земли современных районов Джамму и Кашмирской Долины. К 14 веку большую часть здешнего населения уже представляли мусульмане. В первое время мусульмане и буддисты вполне мирно сосуществовали на одной территории. В большей мере этому способствовали традиции суфийского ислама, так как во многом они разделяли индуистские традиции кашмирских пандитов, как называли местное индуистское сословие. Индуисты, буддисты и мусульмане долгое время в одних и тех же храмах поклонялись одним и тем же святым. Но со временем со стороны мусульманских правителей начались открытые и повсеместные преследования иноверцев, разрушения их святынь. Мусульманский Султан Сикиндар Бутшика (период правления 1389-1413 гг.) со своим министром Саиф уд-Дином проявляли особое усердие в борьбе с неверными. Ими был отдан приказ об уничтожении «всех золотых и серебряных изображений», подразумевая огромное количество буддистских и индуистских предметов религиозного культа. Ладакхское же население на протяжении нескольких столетий до 17 века большей своей частью оставалось буддистами. В 1470 году король Лхачеган Бхаган объединил все земли, находящиеся под властью династии Намгиял, и буддистские традиции продолжали укрепляться и развиваться на этой территории, несмотря на регулярные рейды мусульман с соседних территорий. Но, тем не менее, частичный переход населения в ислам в Ладакхе все же имел место, но без притеснений со стороны правительства.
В 1586 году в Кашмир вторглись войска императора Акбара из династии Великих Моголов, а через два года эти земли были включены в состав его Империи. Своим наместником на территории Кашмира Акбар назначил Рамчанда I, который считается официальным основателем города Джамму. Название городу было дано в честь Джамва Мата, индуистской богини. В начале 17 века королевству династии Намгиял, которое к тому времени расширило границы своих владений до Непала и присоединившему к себе Занскар и Спити, пришлось столкнуться с Империей Великих Моголов. Но, не смотря на то, что Намгиялы были разбиты Моголами, Ладакх остался независимым. Также эту независимость ладакхцам помогли восстановить кашмирцы, когда в середине 17 века Намгиялы были завоеваны Тибетом после того, как выступили против него в поддержку Бутана. Но такая поддержка кашмирцев имела свою цену. В обмен на нее в Лехе кашмирцами была построена мечеть, а самому королю пришлось принять ислам. Окончательное соглашение между Ладакхом и Тибетом, которое урегулировало все спорные моменты, было подписано в 1684 году.
В 1752 году власть над Кашмиром была захвачена афганским султаном Ахмад Шахом Дуррани. В 1757 году он также осадил Дели, но позволил Великим Моголам остаться на троне взамен признания ими его власти над Пенджабом, Синдхом и Кашмиром. Своим наместником над этими землями он сделал своего сына Тимур Шаха, а сам вернулся в Афганистан.
В королевстве Джамму после смерти потомка Рамчандры I Ранжита Део, в 1780 году к власти пришли сикхи-догры под предводительством Ранжит Сингха. Они же захватили в 1819 году Кашмирскую Долину, а в 1834 под руководством Зоравара Сингха сингхи вошли в Ладах и захватили его. Эта операцию приказал провести раджа Джамму Гулаб Сингх, внучатый племянник Ранжита Лео. На эту должность он был назначен в 1820 году за проявленные заслуги при захвате Кашмира.
В 1842 году вспыхнуло восстание ладакхцев, но оно было подавлено, и княжество Джамму и Кашмир окончательно включило в свой состав все три региона.
Во время Англо-Сикхской войны, начавшейся в 1846 году, Гулаб Сингх, наследник Раджи Джамму, предпочел остаться в стороне от конфликта, пока в 1847 году ему не пришлось выступить посредником в переговорах с британцами после того, как в битве при Собраоне они разгромили сикхов. За денежную компенсацию он получил от британцев право управлять почти всеми землями Джамму и Кашмир от имени британской короны. После смерти Гулаб Сингха власть в княжестве перешла в руки его сына Ранбира Сингха. Позднее, в 1857 году ему удалось установить также свой контроль и над Ладакхом. В этом же году вспыхнуло восстание Сипаев, и Ранбир Сингх, приняв сторону британцев, получил в благодарность право на подконтрольное Великобритании автономное княжество на своих землях .
Хари Сингх, внук Ранбир Сингха, занял свое место на троне Джамму и Кашмира в 1925 году.
Кроме того, что этот индуистский махараджа не пользовался популярностью среди мусульман, составлявших к тому времени большую часть населения княжества, его внутренняя политика еще больше отдаляла его от народа. Он принял множество законов против мусульман, в том числе законы о недопущении их на военную и гражданскую службу, законы о запрете всякой политической активности среди мусульманской части населения, которая составляла более 77% населения. Даже исламские религиозные церемонии были обложены налогами. В 1931 году войска Хари Сингха разрушили три мусульманские деревни за антиправительственные проповеди и сожгли заживо обитателей этих деревень.
В результате подобных репрессий в 1947 году, в преддверии принятия независимости Индии, мусульманами было создано официальное законодательное собрание, правда, нелегитимное, и потребовали присоединения своих территорий к Пакистану. Согласно условиям соглашения о разделении Британской Индии, у автономных княжеств было право самостоятельного выбора страны, к которой будет присоединена территория – Индия или Пакистан. Не исключался также вариант их полной независимости. Но махараджа стал всячески оттягивать принятие этого решения, по мнению некоторых историков именно для того, чтобы получить независимость этих земель. Но в октябре 1947 года в Кашмир вторглись пуштунские ополчения, поддерживаемые Пакистаном и махарадже пришлось подписать соглашение о присоединении земель к Индии, получая в обмен на такое решение поддержку индийской армии.
Получив приказ к действию, индийская армия вошла в Джамму и Кашмир с целью предотвращения дальнейшего проникновения пуштунских боевиков и вытеснения их за пределы княжества. В результате проведенных операций довольно большая часть территории была освобождена, но пакистанские войска, которые вмешались после начала этих военных действий, зафиксировали фронт по границе, которая получила название Линии Контроля.
Индийское правительство было вынуждено обратиться в ООН. Был подан запрос по сложившейся ситуации, с просьбой принять решение. В результате ООН своим решением потребовало от Пакистана освобождения оккупированных территорий, а от Индии – проведения всенародного плебисцита для выяснения мнения местного населения. Ни одна из конфликтующих сторон предписания ООН не выполнила. Пакистан оставил свои войска на территории княжества, утверждая, что соглашение было подписано махараджей уже после того как индийские войска были введены. А Индия, в свою очередь, ссылаясь на то, что земли до сих пор оккупированы боевиками, не стала проводить плебисцит.
Соглашение о прекращении огня между Индией и Пакистаном было подписано в конце 1948 года, но оккупированные районы продолжали оставаться под контролем Пакистана. Уже в следующем году Хари Сингх был вынужден передать правление штатом Джамму и Кашмир в руки национального лидера Шейха Абдуллы, а сам покинул территорию штата.
Шейх Абдулла придерживался политики широкой автономности штата в составе Индии. Во время его правления в регионе, до самой его смерти в 1982 году, сохранялось относительное спокойствие.
Сложные отношения у индийского правительства складывались с коммунистическим Китаем. Правительство этой страны никогда не признавало границ, определенных соглашениями о границах в регионе, которые в 19-20 веках подписывались между Великобританией, Россией, Тибетом и Афганистаном. В 1949 году китайское правительство перекрыло границу между Синьцзяном и долиной Нубра. Таким образом, был перерезан древний торговый путь. А в 1955 году китайцы начали тайное строительство военной дороги по восточной территории Джамму и Кашмир, сегодня известной как Аксай Чин. Эта дорога предназначалась для улучшения военного снабжения между Западным Тибетом и Синьцзяном. До 1957 года индийское правительство о строительстве этой дороги ничего не знало. Но Китай вскоре опубликовал свои обновленные карты, на которых эта безлюдная и пустынная территория была обозначена как принадлежащая Китаю. С этого момента обе стороны начали вводить на эти земли свои войска, и в 1962 году Шино-Индийская война сменила постоянные приграничные стычки. В результате китайские войска оккупировали спорную территорию, а после этого, 20 ноября 1963 года, в одностороннем порядке прекратили огонь. Также Китай получил оккупированную им область недалеко от ледника Сиачен, к северо-западу от него. Это был транс-каракорумский тракт в долине Шаксгам.
К 1965 году пограничные стычки между войсками Пакистана и Индии участились. В дополнение к сложной ситуации спецслужбы Пакистана начали секретную «Операцию Гибралтар», целью которой было наводнение Кашмира подрывными элементами. Пакистанцы были уверены в том, что местное население с радостью поддержит освободительные движения, а индийская армия, разбитая и ослабленная китайцами в 1962 году, не станет большой проблемой в случае начала крупномасштабных действий. В ходе операции исламистские боевики и пакистанские кадровые военные, в количестве нескольких тысяч, переодетые в гражданское, перешли Линию Контроля и проникли на территорию Индии. Но, так как план был плохо продуман и скоординирован, то очень быстро был раскрыт. Многие участники операции были арестованы и допрошены спецслужбами Индии. Индийские войска, в ответ на подобные действия со стороны Пакистана, пересекли Линию Контроля 15 августа 1965 года и положили начало Второй Индо-Пакистанской войне, которая фактически закончилась победой Индии. 22 сентября этого же года Совет Безопасности ООН принял резолюцию о безоговорочном прекращении огня с обеих сторон и возвращении статуса кво, на момент начала военных действий.
В 1971 году Индия была вовлечена в жестокую гражданскую войну, которая развернулась на территории Восточного Пакистана, современной территории Бангладеш. Кроме основных боевых действий пакистанцы предприняли попытку вторжения на территорию Кашмира. Полагая, что индийские войска не будут в состоянии эффективно действовать на двух фронтах одновременно, пакистанцы ошиблись. Их войска были остановлены и отброшены, большое количество военнослужащих было убито, а еще большее взято в плен. Индии даже удалось захватить около 14 000 км2 раннее оккупированной пакистанцами территории Кашмира, но в результате мирного соглашения от 3 июля 1972 года в качестве жеста доброй воли Индии пришлось вернуть эти земли Пакистану.
В 1984 году индийские войска зашли на ледник Сиачен, также являющимся предметом индийско-пакистанских разногласий. Также ввел сюда свои войска и Пакистан. Военные силы обеих стран до сих пор находятся на этой территории, на высоте 6400 м над уровнем моря, сталкиваясь, время от времени, в мелких стычках, но стратегическое преимущество почти всегда находится в руках у индийцев.
После смерти Шейха Абдуллы в 1982 году начали активизироваться кашмирские повстанцы, подстрекаемые Пакистаном. В 1989 году, после окончания военной операции Советского Союза, к ним присоединились моджахеды. Таким образом, в регионе развернулось вооруженное восстание, которое начало стихать только к 1996 году. Многочисленные документы свидетельствуют о большом количестве военных преступлений, совершенных обеими сторонами за эти несколько лет.
Осенью 1998 года индийской армии пришлось оставить свои укрепленные точки на высокогорной Линии Контроля в районе Каргил. Причиной стала невозможность организации транспортного обеспечения на пятикилометровой высоте Гималайских гор в условиях суровой зимы. Подобные действия пришлось предпринять и пакистанской стороне. В 1999 году Пакистан, возвращая свои войска на ранее оставленные позиции, воплощал в жизнь свой разработанный секретный план «Операция Бадр». Он подразумевал проникновение боевиков, переодетых в гражданскую одежду, на территорию Индии и захвата неохраняемых укрепленных районов. Пакистанцы хотели отрезать Ладакх от Кашмира и оттеснить индийцев с Сиачена. Таким образом, они надеялись на привлечение внимания общественности к кашмирскому вопросу и склонение Индии к переговорам на условиях, выгодных для себя.
В середине мая индийские войска, обнаружив захватчиков, начали укреплять свои силы дополнительными армейскими частями. Засевшие на укрепленных высотах пакистанцы постепенно выбивались индийцами. В результате, к этим действиям было привлечено внимание мирового сообщества, оказавшего на Пакистан значительное дипломатическое давление. В июле 1999 года Пакистан вывел свои войска за Линию Контроля.
Эта война чуть не привела к использованию ядерного оружия. Причем пакистанские власти отрицали свою причастность к конфликту, утверждая, что в нем были замешаны исключительно кашмирские повстанцы.
Эта война была в Кашмире последней.
С тех пор обстановка значительно стабилизировалась, но сопротивление в регионе все еще действует, и террористические акты иногда все еще имеют место.
С начала 2000 года растет число желающих посетить Кашмирскую долину, мирный Ладакх и Джамму. Правительство штата заявило о своем намерении убрать из населенных пунктов военные патрули и технику. Эта положительная тенденция оставляет надежду на то, что на этой удивительной красоты земле наконец-то наступят мирные времена.
Мягкий климат Кашмирской долины всегда был популярен среди туристов. Раньше правительство выдавало только двести ежегодных разрешений на посещение штата, так что в «рай на земле» попадали только избранные счастливчики. Сегодня подобные ограничения отсутствуют, кроме некоторых приграничных территорий.
Несмотря на военные конфликты прошлых лет, сюда приезжают туристы со всего мира – религиозные паломники, любители альпинизма, треккинга, парапланеризма и зимних видов спорта, а также экотуристы и просто те, кто любит эти земли за их индийский колорит и неповторимую летнюю красоту. Джамму, Кашмир и Ладакха открыты для туристов круглый год, и с каждым годом их число увеличивается. В последние годы регион обязательно входит в число наиболее посещаемых штатов в Индии.
Кроме туризма население Джамму и Кашмира занимается земледелием, животноводством и сельским хозяйством.
Знаменитые кашмирские ковры и шали известны во всем мире и всегда пользуются спросом, а потому у местных ремесленников всегда много работы.
Достопримечательности штата Джамму и Кашмир, Индия.
Этот уникальный уголок природы занимает территорию от низинных тропических районов до высокогорных ледников с настоящими почти арктическими морозами. На этой территории смешались несколько религий, множество культур и народностей. Долгая и богатая событиями история штата оставила для потомков Джамму и Кашмира многочисленные исторические и культурные памятники.
Любители старины и религиозных артефактов обязательно найдут их в этих районах. Индуистские, буддистские и мусульманские династии оставили после себя столько исторических и культурных ценностей, что на знакомство с ними можно потратить все свое свободное время. В районе Анантнаг находится священное место поклонения индуистов Господу Шиве, пещеры Амарнатх. Ежегодно в июле-августе здесь проводится 45-дневный фестиваль ятры, который посещают паломники в количестве более чем 500 000. В Джамму возвышаются многочисленные индуистские храмы. Не зря второе название этого города – «город храмов». Также известны своими храмами Шива Кхори и Вайшно Дэви, расположенные в районе Удхампур. Мусульманские памятники также не менее интересны. В мечети Хазратбал в Шрингаре хранится священная реликвия – волос из бороды мусульманского пророка Мохаммеда. Так же в Шрингаре, в тихом и спокойном районе Розабал, находится ничем внешне не примечательный мавзолей проповедника Иссы Юсуфа. Это был второй по значимости мусульманский пророк, известный также под именем Иисус Христос. Несколько буддистских монастырей находится на территории Ладакха. Наиболее известные среди них – Ламаюру, Хемис, Пхъянг, Тактхок, Спитук, Стакна, Шей, Алчи и Сток. Сама столица Ладакха Лехе известна в первую очередь монументальным королевским дворцом династии Намгиял, возвышающимся над городом на склоне горы. Он был возведен в 17 веке по образу дворца Потала в Тибете. В 25 километрах отсюда у дороги на Монали расположен монастырь Тикси, где находится статуя сидящего Будды Матрейи, занимающей два этажа.
Сокровища Джамму и Кашмиру можно открывать для себя бесконечно, изучая и постигая культуру древней Индии.
Многочисленные фестивали в Ладакхе привлекают множество этнотуристов, приезжающих в штат для того, чтобы увидеть своими глазами традиционные буддистские и бонистские танцы в масках, в ритуальных одеждах и под старинную музыку. Яркие фестивали также проводятся и в Джамму и в Кашмире, из них самые крупные– это мусульманский праздник Рамадан и Шри Амарнатх Джи Ятра.
Но главной достопримечательностью штата, несомненно, является его природа, которая круглый год притягивает в эту местность как экотуристов, так и просто любителей красивых мест. В Джамму и Кашмире их так много, что всех их и не перечислить. Самые популярные – это, конечно, озера в Шриганагаре Дал и Нагин. Этот город, за его плавучие дома, хаусботы, еще называют «индийской Венецией». Здесь расположено множество парков и садов, утопающих в зелени и цветах, известные среди туристов заливные луга «Долины цветов». Гульмарга – это горнолыжный курорт, расположенный в районе Барамула. Летом он покрыт полями для гольфа, а зимой превращается в безграничные просторы для фрирайдеров-экстремалов со всего мира. Хвойные леса Пахалгама (район Анантаг) славятся своими великолепными пейзажами. Здесь начинается путь индуистских паломников в пещеры Амарнатх, к самому ледяному лингаму.
Городок Сонамарг не менее красив, чем Пахалгам. Сегодня, правда, здесь обосновались индийские военные, а раньше он был очень популярен среди любителей гималайских пейзажей и трекинга. Очень красивая природа в горном поселении Патнитоп (район Удхампур). Это живописное место, расположенное на отрогах горной гряды Шивалик, покрытых хвойными и лиственными лесами. Кроме трекинга, это отличное место для занятий парапланеризмом и параглайдингом, скалолазанием, альпинизмом. Невероятное удовольствие доставляют даже самые обычные прогулки по местным окрестностям, когда можно спокойно полюбоваться живой красотой природы.
Порадуют истинных ценителей природы также и пейзажи высокогорной пустыни Ладакха, с ее красивейшими зелеными долинами, такими как Нубра, Чемрей, Маркха, Шьок, Рупсу, Занскар, Рангдум, Драсс и Суру, и холодными озерами из ледниковых вод Тсо Кар, Тсо Морири, Пангонг Тсо. Также через весь Ладакх несет свои воды великая река Инд, и она достойна не меньшего внимания.
Национальные блюда в Кашмире, Ладакхе и Джамму сильно отличаются друг от друга, но всегда остаются вкусными и доступными. С жильем проблем не возникает. Можно остановиться и в отеле, и в хаусгесте. Но бывалые туристы, проживавшие в Шриганагаре, предупреждают о нечистых на руку владельцев хаусботов, которые используют всевозможные ухищрения для того, чтобы заработать на клиентах как можно больше денег. Нужно быть внимательнее и не поддаваться очарованию сладких речей этих потомственных торговцев, иначе придется дважды переплачивать, например за то, чтобы подъехать с хаусбота до берега, или за еду, которая изначально включена в стоимость проживания.
Основным транспортом в регионе являются автобусы, такси и джипы. Стоимость проезда в общественном транспорте вполне демократична, а вот частные джипы стоят несколько дороговато.
Для посещения некоторых мест, например, таких как Пангонг Тсо, Амарнатх, долины Нубра и Рупсу, ледник Сиачен необходимо будет оформить специальный пермит. Это можно сделать через местные туристические агентства.
Регион Ладакх – это самая спокойная территория в штате. Поездку же в Джамму и Кашмир стоит планировать заранее из-за их политической нестабильности. Перед поездкой нужно обязательно узнавать текущую обстановку, чтобы не стать свидетелем массовых беспорядков и террористических актов.
Добраться до Джамму и Кашмир можно на самолете из таких городов как Чандигарх, Дели, Бангалор, Мумбаи, Лакхнау, а также из штата Гоа. Здесь есть три аэропорта – в Джамму, Шринагаре и Лехе. Из Шринарага летает также международный рейс в Дубаи.
Кроме воздушного сообщения в Джамму и Кашмир есть также и две дороги – хайвей на юго-западе штата через Катхуа и Джамму, и на юго-востоке по трассе Лех-Манали, которая закрывается на зиму и размывается в сезон дождей.
Тем не менее, автомобильное сообщение внутри штата очень хорошо представлено междугородными автобусами, многоместными джипами. С их помощью можно попасть и в соседние индийские районы – в Пенджаб через Джамму и в Химачал Прадеш, Сарчу и Кейлонг через горные перевалы южного Ладакха.
Железнодорожная ветка в штате заканчивается в Удхампуре, но лучше сойти в Джамму. Здесь расположен самый крупный в штате железнодорожный узел, который сообщается с остальной страной.