Буддийский монастырь Дискит Гонпа, долина Нубра, Ладакх, Индия.
Название: Дискит Гомпа или буддийский монастырь Дискит, Дескит Гомпа, по-тибетски.
Местонахождение: штат Джамму и Кашмир, Ладакх, долина Нубра.
Месторасположение: Монастырь Дискит стоит на холме, чуть выше поймы Шайока, на его правом берегу на высоте 3144 метра над уровнем моря возле одноименной деревни Дискит. Река Нубра является притоком Шайока и течёт параллельно Инду по северной стороне Ладакхского кряжа.
От деревни к монастырю ведёт дорога, которая пересекает поток через мост, дорога пыльная и неровная. В деревню можно добраться из Леха через Кхардунский перевал. С октября по май движение по дороге затруднено из-за снега и оползней. Это одна из самых высоких автомобильных дорог в мире. Дорога из Леха ведёт в Южный Пуллу (армейский лагерь), затем к Кхардунг Ла (5602 м), проходит Северный Пуллу (иностранцы отмечаются там у пограничников), и движется к деревне Кхардунг, и далее к деревне Кхалсар, где дорога разветвляется. От Леха до Дискита 150 км по дороге, которая находится в ведении Индийской Армии.
Основатель: Монастырь основал Чхангзем Цераб Зангпо.
Основан: 14 век.
Принадлежность: Гомпа.
Традиция: Гелуг. Монастырь посвящен Чжэ Цонгкхапа.
Архитектура: Тибетская архитектура.
Праздники:
1.Буддийская мистерия с исполнением Танца Цам - Дискит Густор, октябрь-ноябрь.
Популярный праздник Досмочхе или «Праздник козла отпущения» проходит в монастыре в феврале, но из-за частых снегопадов на него трудно попасть даже из Леха, поэтому его посещают в основном жители Нубрской долины.
Буддийский монастырь Дискит Гонпа, долина Нубра, Ладакх.
Самым древним монастырем в Нубрской долине является монастырь Дискит Гомпа (Диску Гомала).
Здесь проживает около 100 монахов, и организована школа для тибетских детей, но об этом позже, а пока поговорим немного об истории буддийского монастыря Дискит Гонпа.
Монастырь был создан еще в 14 веке, когда власть в Нубрской долине принадлежала местному правителю Ньигме Драспа.
Это он задумал построить монастырь на высоком холме на правом берегу реки Шайок.
Таким образом, историю долины Нубра и монастыря можно проследить с 14 века.
Тогда Ладакхом правил король Грагс-па-'бум-льде (1400–1440) и его брат, которые безуспешно пытались узурпировать долину Нубра, находившуюся под властью местного правителя по имени Ньиг-ма-грагс-па (Ньигме Драспа).
Местный правитель помог защитнику ордена гелугпа построить монастырь в Диските и перевезти в монастырь статую Дже Цонкхапы, основателя секты гелугпа.
Во время правления царя Блогрос-чог-идана (1440–1470), контролировавшего даже Западный Тибет, Панчен Лха-бцун, по происхождению житель долины Нубра, учился в Тибете, а затем стал регентом основателя монастыря Ташилхунпо, и, наконец, на последнем этапе своей жизни вернулся в Нубру. Его останки сохранились в Чарасе.
В 1500 году Ладакхом правил Бкра-шис-рнам-ргьял, который сражался с захватчиком Мирзой Хайдером из Средней Азии в Нубре и недалеко от Леха, окончательно победил последнего и, таким образом, поставил Нубру под власть короля Ладакха.
Даже тогда местные вожди все еще не уступали власть в Диските и Хундаре.
Мусульмане -шииты начали селиться в Нубре после этой войны.
Сын Бкра-шис-рнам-ргьял, Чедбанг-рнам-ргьял правил Ладакхом с 1530 года и расширил свое королевство.
В то время люди Нубры одержали верх над ним и не позволили ему вторгнуться в долину Нубра.
Исторические записи показывают, что во время правления Джамс-дбанг-рнам-ргьяла народ долины Нубра регулярно платил дань королю.
Король Бде-Иданрнам-ргьял (1620–1645) успешно победил Балтистан и Великих Моголов.
Короли Ргьялов были очень религиозны и строили много стен по всему своему королевству.
Монахи были специально привлечены для чтения гимнов Мани-тунг чур в долине Нубра и в других близлежащих районах.
В середине восемнадцатого века Че-дбанг-рнам-ргьял передал контроль над монастырем Дискит Ринпоче из буддийского монастыря Тиксей Гонпа, и этот порядок сохранился и по сей день.
С тех пор Дискит считается суб-гомпой монастыря Тиксей - в чем-то они, да - очень похожи, но и отличаются друг от друга очень сильно, особенно, когда речь заходит о буддийской мистерии Дискит Густор с исполнением Танца Цам.
Монгольская легенда рассказывает, что в монастыре, под защитой Драхармапал, хранятся голова и руки злого демона.
По другой версии - это король Великих Моголов, который пытался также завоевать Нубру.
Однажды он поселился здесь, и его было очень трудно победить – сколько бы демона не били, он все равно оживал.
Подробно история об этом злом демоне описана со слов Ламы Монастыря Дискит здесь: Ключи Дискита. Нубра, Малый Тибет.
А в старой гонпе монастыря Дискит располагается Белый Махакала, у которого в руках находятся мумифицированные человеческая рука и череп захватчика.
Но, давайте поговорим о географическом положении буддийского монастыря Дискит Гонпа.
Монастырь Дискит расположен на холме, чуть выше поймы реки Шайокк, на ее правом берегу в деревне Дискит (3144 метра (10 315 футов)) в долине Нубра.
Река Нубра является притоком реки Шайокк, которая течет параллельно реке Инд на северной стороне хребта Ладакх.
Поскольку долина Нубра находится на более низкой высоте, в ней мягкий климат.
Эти климатические условия создали в долине пышную растительность, поэтому долину называют «Ладакхским садом», и, кстати, зимы тут более мягкие чем в долине Леха, а летом и осенью вода собирается вдоль рек в красивые прозрачные водоемы:
Долина Нубра была частью караванного пути между Тибетом и Китаем.
И по сегодняшний день в Нубре масса прерасных маршрутов для треккинга.
Нубра расположена за Лехом, за заснеженным перевалом Кхардунг Ла, высота 5 600 м - и это самый высокий перевал в Ладакхе.
Поскольку покрытые снегом горы много раз зимой становятся непроходимыми, деревня Дискит и монастырь в долине стали центром собрания для жителей долины.
Дискит является штаб-квартирой долины Нубра, поэтому в нем много государственных учреждений, от школ до госпиталей.
Подъезд к монастырю Дискит идет от села Дискит по изрезанной и пыльной дороге, пересекающей ручей посреди села.
Это - очень красивая дорога среди древних белых буддийских чортенов:
У подножья холма, на котором расположен монастырь, находится резиденция Верховного Ламы долины (пхотонга), а на самом холме, немного выше монастырских построек, стоит храм Лачхунг со статуей Чже Цонгхапы. Неподалеку расположился монастырь Хундур. Монастыри Дискит и Хундер окружены древними белыми буддийскими ступами.
Тут мы зачастую останавливаемся и бродим в полной тишине среди ветров долины Нубра:
Дискит Гомпа состоит из нескольких храмов.
На входе в буддийский монастырь Дискит Гонпа вы увидите вот такую табличку - план монастыря:
Вот, кстати, Белый Махакала, о котором мы писали выше находится именно в Храме Защитников (Protector Temple).
А вот так выглядит вход в монастырь Дискит Гонпа:
Поднимаясь вверх по склону, вы обязательно остановитесь у огромного старого молитвенного буддийского барабана:
В Дискит Гонпе вообще замечательные барабаны - они как бы много этажные, их очень приятно слушать, и все они действительно очень старенькие:
Сам буддийский монастырь Дискит Гонпа растянулся по поверхности горы, это скальный монастырь, и строился он в традициях тибетской архитектуры, где здания по своей сути являются продолжением скальных выходов - монастырь как бы заползает своими постройками на гору:
Гонпы, молитвенные храмы находятся на самом верху, ниже - дома лам монастыря Дискит и служебные помещения.
Перепады высот при движении внутри монастыря очень большие и оглядываясь назад каждые 20 метров - вы будите видеть все больше плоских тибетских крыш ниже по склону:
Поднимаемся выше.
Подход к монастырю осуществляется через лестничные марши из камней, которые ведут в верхние гонпы монастыря.
Этот главный молитвенный зал монастыря (Дукханг) плохо сохранился до наших дней.
Старая часть монастыря требует реставрации.
Хорошо сохранилась только его верхняя часть. На куполе монастыря видны фрески.
Они были привезены из крупнейшего тибетского монастыря Ташилунпо.
Колеса Жизни (Колесо Сансары) на стене перед входом в Гонпу Протекторов буддийского монастыря Дискит.
Это совсем старенькая фреска и местами изображение разрушено. К сожалению оно не прикрыто никакими защитными поверхностями...
Стены и фрески на стенах Дукханга покрыты копотью, а изображения находятся в полном беспорядке.
Но сами эти изображения - уникальны, а копоть на их поверхности лишь рассказывает нам о том, что молитвенные тибетские масляные лампы горят тут непрерывно.
И вот для сравнения - первая фреска из нового верхнего молельного храма Дискит Гонпы - недавняя:
А вот эта фреска - старая из молельной гонпы зала Друкханг, и да - время+суровый климат Ладакха наложили на нее свой отпечаток.
Но, посмотрите - насколько разные эти изображения Великой Палден Ламо.
Да - старая часть монастыря находится в определенной степени обветшания, так как были замечены трещины, и они остаются без присмотра, уже потому, что буддисты совсем по иному относятся к материальному миру.
Для лам буддийского монастыря Дискит Гонпа эти помещения - в первую очередь места для практик и пудж.
И - да, тут сохраняется совершенно невероятная атмосфера:
Здесь старые молитвенные тибетских барабаны практически круглосуточно наполняют своем гудением зал Дукханга.
Да, они протертые, но они в первую очередь - рабочий инструмент.
И в зале Дукханга практически круглосуточно идут пуджи, посвященные Защитникам Дхармы - вот это видео вечерней пуджи в Дукханге Дискит Гонпы мы снимали в далеком 2012 году, и с тех пор тут мало что изменилось:
В залах Друкханга живут суровые защитники буддизма - Защитники Дхармы.
Это наиболее закрытое место буддийского монастыря Дискит Гонпа.
Защитники Дхармы - священы и к ним прикасаются, чтобы получить благословение, поверхности их скульптур буквально отполированы многовековыми прикосновениями посетителей гонпы.
Это сакральный зал, и говорить здесь о музейном порядке - не приходится.
Вот эта фотография Защитников Дхармы, живущих в Дукханге, сделана с разрешения ламы монастыря Дискит:
Также в Дукханге есть библиотека, в которой хранятся древние тибетские и монгольские тексты.
Хотя основная библиотека находится в верхнем новом зале монастыря Дискит Гонпа.
И в Дукханге сохранились древние, невероятной красоты, тханки, но находятся они вот в таком состоянии - да, они покрыты копотью, но они есть реальный инструмент ежедневных практик - тут стоит помнить, что Дискит Гонпа - это совсем не музей, а живой буддийский монастырь, и в первую очередь - субъект религии, а не объект музейной постройки:
И тханки действительно очень старые, по-настоящему старые:
Кстати, часть тханок вывезено из Китая, во время геноцида, когда политика Китая привела к исчезновению элементов тибетской культуры; это было названо «культурным геноцидом», так вот спасалась эта древняя тибетская культура именно в Ладакхе - и спасалась в прямом смысле этого слова: в Китае в то время храмы попросту физически уничтожались изнутри.
В верхнем молитвенном зале Дискита, к ступеням которого ведет тропинка, находится статуя статуя Чо Ринпоче (Коронованный Будда) - для туристов очень часто говорят, что это Будда Матрея, Будда Будущего:
И на входе в верхний молитвенный зал буддийского монастыря Дискит Гонпа вас встретит еще одно Колесо Жизни - Колесо Сансары, лучшей сохранности и более молодое:
Ну, и в целом в верхнем зале много интересных фресок, одну из которых мы публиковали выше и имеет смысл обратить внимание на скульптуры, окружающие Чо Ринпоче:
Среди любителей живописных картин Ладакха Дискит Гомпа известен тем, что с его крыш открываются восхитительные виды на Долину Нубра.
Посмотреть больше фотографий по монастырю Дискит Гонпа и долине Нубра можно здесь:
Долина Нубра, Ладакх.
Недалеко от монастыря Дискит Гонпа находится самая большая в долине Нубра стена-аллея Каменных Мантр - Мани Вул:
алея выложена из камней, на которых вручную нанесены изображения Будды, манты и молитвы на тибетском языке.
При монастыре, в котором, как уже говорили выше, проживает около 100 монахов, работает школа.
В школе, организованной при монастыре, обучаются тибетские дети - маленькие ламы:
Школа была в начале 2010 годов модернизирована, чтобы обеспечить преподавание научных предметов при поддержке Лунгта, «Группы поддержки Тибета» (неправительственной организации), которая создала компьютерное оборудование в школе.
Лунгта обучил монахов монастыря компьютерным навыкам и английскому языку, чтобы они, в свою очередь, могли обучать детей в школе.
Предоставляются дополнительные дополнения к школьной библиотеке в виде словарей, энциклопедий и учебных материалов по английскому языку.
Занятия здесь проводят монахи, а также специально приглашенные англоязычные учителя.
Руководство Дискита настолько серьезно подошло к проблеме обучения, что для школы были приобретены компьютеры, и учительствующие монахи прошли специальную компьютерную подготовку для дальнейшей работы с учениками.
Библиотека школы снабжена современными учебными пособиями и книгами на английском языке.
На такие нововведения организаторы школы решились, заручившись поддержкой неправительственной организации «Группа поддержки Тибета» («Tibet Support Group»).
Возле детской школы построен новый храм со статуей Буды Майтрейи - Будды Будущего, возвыщающейся-плывущей над долиной Нубра.
Фотонг или официальная резиденция главного ламы Нубры расположена у подножия холма, там же где также находится очень большая статуя Будды Джампы (Майтрейи).
Эта впечатляющая 32-метровая (106 футов) статуя на вершине холма под монастырем обращена вниз по реке Шёк в сторону Пакистана, и, по словам г-на Церинга Норфела, председателя комитета, который организовал ее строительство, большая часть денег поступила от местных пожертвований.
Глава гелугпа Ганден Типа (реинкарнация Цонкапы ) и настоятель монастыря Ризу дали 8 кг золота на его украшение.
Впервые ладакхский монах возглавил секту гелугпа.
Строительство статуи было начато в апреле 2006 года, и она была освящена Далай-ламой 25 июля 2010 года.
Г-н Нофел говорит, что статуя была построена с учетом трех основных функций: защита деревни Дискит, предотвращение дальнейшей войны с Пакистаном и содействовать миру во всем мире.
И видео этой скульптуры - вот ну действительно уникальная постройка на высоте почти 3 000 м.
Праздники буддийского монастыря Дискит Гонпа.
1. В феврале в буддийском монастыре Диските проводится его наиболее популярный праздник – «Праздник козла отпущения», Десмочххей.
Когда снега перекрывают вход в долину, ее жители собираются в монастыре для того, чтобы отпраздновать вместе с монахами победу над злом.
Считается, что исполняемые на празднике танцы монахов в масках оберегают от всяческих бед и несчастий.
Гости праздника на счастье себе и близким лепят из кусочков теста фигурки и бросают их в воздух.
В праздничные дни со всех божеств, которые в течение года спрятаны от людских глаз, снимаются покрывала.
К маскам, в которых танцуют монахи прикасаться разрешено также только во время Десмочххея.
И, к сожалению, нам ни разу не удалось побывать на Десмочххее - перевал Кардунг Ла традиционно закрыт в это время.
2. А вот в октябре каждого года - в разные числа в зависимости от года в буддийском монастыре проходит невероятная мистерия Дискит Густор с исполнением Танца Цам.
Мы впервые попали на эту мистерию в 2018 году и с тех пор регулярно приезжаем туда во время осенних фототуров/туров - вот такая программа у нас образовалась:
Сакральный Тибет: мистерия Цам в монастыре Дискит, долина Нубра, озеро Пангонг.
И немного о самой мистерии Дискит Густор: мыи обнаружили для себя очень много интересного.
Например, в буддийской мистерии Дискит Густор есть танец цам, который от и до исполняют только маленькие ламы.
Т.е. в других буддийских монастырях безусловно маленькие ламы участвуют в мистерии, но здесь они именно исполняют один из кругов мистерии, без взрослых лам.
Это было очень необычно и это заставило задуматься об уровне посвящений маленьких лам буддийского монастыря Дискит Гонпа.
Очень впечатлил танец Черных Шляп в первый день мистерии Дискит Густор.
Это при том, что впечатлило абсолютно все, но этот танец цам впечатлил как-то по особенному - очень много в нем энергии было.
Тут вот на моменте Танца Черных шляп - очень хочется поделится видео, вот так Танец Черных Шляп начинался:
А вот это уже движение Танца Черных Шляп по площадке монастыря, там такое состояние было, что казалось, что все окружающее пространство с ними танцует и даже зрители безусловно двигались в такт:
Вторая половина первого дня мистерии Дискит Густор, и второй день - Танцы Масок. Ну, что тут говорить - энергия просто плескалась в пространстве):
И немного фотографий из второго дня буддийской мистерии Дискит Густор.
На самом деле для фотографов такие праздники - счастье и повод для персональной фотовыставки.
Но еще важнее эти мистерии для практиков любого направления и уровня, потому как уже много раз писали, что из нашего опыта буддийские мистерии в Ладакхе с исполнением Танца Цам - наиболее мощное и честное действо из всех тех, что мы видели на нашей планете.
А путешествуем мы много.