Буддийский монастырь Алчи, Алчи Гомпа, долина Ладакх, Индия.
Название: Алчи Гомпа или монастырь Алчи, монастырь Алчи Чоскор, Alchi Chhosrhor, тибетский: ཨ་ལྕི་དགོན་པ, Вайли: a lci dgon pa.
Местонахождение: Джамму и Кашмир, Ладакх, округ Лех, Алчи.
Месторасположение: Гомпа Алчи стоит на пологом берегу Инда на высоте 3250 м и в 65 км от Леха (на запад).
Основатель: Ринчен Санпо (Лоцава) (958—1055).
Основан: ок. 1000 н. э.
Принадлежность: Гомпа.
Традиция: Гелуг, Дрикунг Кагью.
Лама-настоятель: нет, управляется из Ликир Гомпа.
Архитектура: Тибетская архитектура.
Монастырь Алчи, Алчи Гомпа, Алчи Чоскор, округ Лех, долина Ладакх.
В деревне Алчи, где находится одноименная Гонпа, очень сложно фотографировать - все очень миниатюрное, пространство как бы сжимается и уплотняется в этом месте, где на совершенно маленькой территории скопились невероятные чудеса, а по-другому и не скажешь.
Буддийский монастырь Алчи Гонпа находится внутри одноименной деревни и буквально прячется среди полей и деревенских домов.
Вот это снимок Алчи Гоннпы с противоположного борта долины, а вот попробуйте ее здесь найти?
Безусловно, найдете, но только если вы досконально знаете местность и посещали Алчи не один раз.
Подсказка: буддийский монастырь Алчи находится в центральной части снимка и обнесен не высоким белым забором.
Комплекс буддийского монастыря Алчи расположен в долине реки, и полностью объединен с деревней.
Это типично для ранней фазы гималайской монастырской архитектуры по сравнению с более позднеми эпохами после 12 века, когда буддийские монастыри строились на вершине холмов и по сути становились крепостями-укреплениями, куда в случае опасности стекались все жители деревни
Изнутри деревни, со стороны полей цампы Алчи Гонпа выглядит так:
Буддийский монастырь Алчи расположен на южном берегу Инда, неподалеку от одноименной деревни, и представляет собой комплекс из четырех храмов различных периодов.
Вообще, когда Алчи - это огромный монастырский комплекс, растянутый на несколько километров внутри ущелья на берегу реки Инд.
Другой вопрос, что туристов обычно возят в центральную часть этого комплекса и рассказывают в основном только о ней, но Алчи - намного больше:
Деревня Алчи строилась, нарастала вокруг религиозных сооружений - так оно происходит и по сей день:
деревня Алчи вместе с деревнями Мангду и Сунданг Чунг (округ Занскар) входит в «Группу монументов Алчи».
Эти деревни известны своими уникальными архитектурными памятниками, но наиболее древним и изученным из них является именно Алчи Гомпа - вот именно сюда и привозят туристов.
Уникальный стиль и мастерство исполнения древних храмов, украшенных росписями кашмирских живописцев, сохранились до сегодняшнего дня.
В них тесно переплетены духовные и художественные черты буддизма и индуизма, что отражает эпоху правления кашмирских царей.
А вот, например, древний королевский дворец в деревни Алчи, он находится чуть дальше главного монастыря комплекса Алчи, вглубь деревни, вверх по ущелью.
И в королевском дворце так же сохранилась маленькая действующая гонпа.
Вообще, если у вас есть время, то очень рекомендуем приехать в Алчи и пожить тур хотя бы несколько дней, побродить по окрестностям, зайти в старые постройки, посидеть в тишине гонп:
тут все открыто, везде можно свободно пройти.
Деревня Алчи раскинулась на двух берегах, недалеко от ГЭС Алчи, которая снабжает электричеством долину Ладакха, и если деревня Алчи находится на пологом берегу реки, то противополжный берег - крутой, из красных пород - яркий и насыщенный, и тут действительно очень красиво, и главное - очень спокойно на душе:
Ок, попробуем поговорить о буддийском монастыре Алчи.
Почему "попробуем"?
Потому что об этом уникальном историческом месте написанны много томные труды, а мы даем только краткий обзор в рамках путеводителя по Ладакху.
Начнем с плана - схемы, карты буддийского монастыря Алчи Чоскор:
Монастырь Алчи был построен в X - XI веках.
Позже к главному храму были пристроены еще пять, которые были построены в конце XII начале XIII веков.
В комплекс храмов входит огромная статуя Будды, деревянная резьба и декор, множество великолепных скульптур и картин.
Художественные и духовные особенности буддизма и индуизма переплелись при кашмирских царях, в результате этого росписи монастыря особенно интересны.
Буддийский монастырь Алчи Чоскор Гонпа содержит шесть гонп (монастырских строений) и три расписные ступы ворот (Большой и Маленький чортены).
Три старейших гонпы Алчи это:
1. Гонпа Сумцек, Сум-тсег, или трёхъярусный храм,
2. Зал собраний или Дукханг, главный храм, где ламы собираются для религиозных церемоний также известный как храм Вайрочаны,
3. Гонпа Манджушри.
К более поздним постройкам в Алчи относятся примыкающие к храму Сум-тсегу храм Манджушри (Джампал Лха-кханг) и Лотсава Лха-кханг (храм Переводчика); храмы Сома Лха-кханг и Канджур Лха-кханг.
А вот Большой и Маленький чортены строились одновременно Дукхангом.
Многие из названных храмов находятся вдоль обходных путей, окружающих комплекс и видны на фотографиях, расположенных выше.
Время постройки монастыря относят к X веку. Принято считать, что он был построен великим ламой, переводчиком Ринченом Санпо (958—1055).
Среди основанных им монастырей также стоит назвать Мангъю, Ванла, Ламаюру, и Сумда.
Считается, что всего он основал 108 монастырей.
В этих монастырях получила развитие Ваджраяна, тантрическое направление буддизма.
Некоторые исследователи называют основателем монастыря тибетского аристократа Калдана Шераба. Его имя также упоминается в монастырских записях.
Буддийский монастырь Алчи Гонпа славится своими знаменитыми фресками, старейшими в Ладакхе.
Также в Алчи находится огромная статуя Будды, в оформлении которой четко прослеживаются черты стиля барокко.
В течение долгого периода монастырь Алчи не принадлежал ни одной из школ и существовал в форме самоуправления.
Спустя некоторое время покровительство над ним взяла школа Кадампа, а потом, как и большинство монастырей в Ладакхе, он был подчинен школе Гелуг.
В XI веке здесь перестали проводить ритуалы, а управление монастырем производилось из монастыря Ликир.
1. Гонпа Сумцек, Сум-тсег, или трёхъярусный храм.
Это самое большое здание монастыря Алчи Гонпа.
Храм также является самым сложным с точки зрения декора.
Древние изделия из дерева и выцветшие настенные росписи украшают Сумцек.
Древесина рассохлась в суровом климате Ладакха, но за счет низкой влажности эти изменения времени скорее выглядят как декор:
Храм украшают совершенно потрясающие Снежные Львы, возраст которых относится к 10-11 веку нашей эры:
На верхний этаж ведет древняя деревянная лестница, но в силу ветхости она явно была недоступна для посетителей, ламы же и по сей день прекрасно пользуются ею.
Здание построено из суглинка и природного камня.
Внутри гонпы находятся фигуры трех различных аватаров Будды.
В центре был Будда Майтрейя,а по обеим сторонам от него - Будда Авалокитешвара (Будда Слстрадания) и Будда Манджушри.
Будда Майтрейя был 4,6 метра в высоту, а два других были чуть ниже, по обе стороны от него.
Эти три святых изображения представляют собой Сострадание, Надежду и Мудрость.
Головы будд выходят на второй этаж гонпы, и освещены светом, падающим на их лица из окон верхних этажей:
Эти скульптуры уникальны - обратите внимание:
руки Будды Авалокитешвары (как и других будд Сум-тсега) раздваиваются в локте - это характерная особенность скульптур тибетского буддизма 10-12 веков н.э.
Так же уникальны дхоти (мужская индийская набедренная одежда) каждого из этих Будд.
У Будды Авалокитешвары дхоти с рисунками дворцов, а у Майтрейи была изображена жизнь Будды.
Дхоти Будды Манджушри включает в себя изображения дакинь и махасиддх.
Стены гонпы Сумцека так же включают малые скульптурные группы и кашмирскую живопись, аналогов которой после 12 века нашей эры мы не видим нигде.
Изображения индуистских богов перемежались с изображениями Будды.
Иконография буддийского монастыря Алчи Гонпа поистине восхитительна, с ее тонкими рисунками и творческими композициями.
И здесь же в этой гонпа находится всемирно известная Зеленая Тара как Праджняпарамита.
Зал Сумцек в монастыре Алчи, Ладакх, Х век н.э.
И, кстати, наиболее сохранившиеся росписи стен находятся на втором этаже гонпе, продвижение куда весьма затруднительно:
Видимо, поэтому - из-за ограниченного доступа, они и сохранились в прекрасном состоянии до наших дней.
2. Зал собраний или Дукханг, главный храм, где ламы собираются для религиозных церемоний также известный как храм Вайрочаны.
Тут действительно проходят утренние пуджи, начинаются они в 4 утра и длятся до 2-часов.
В этой гонпе монастыря Алчи при входе слева находится самое древнее в долине Ладакх изображение Колеса Сансары, или Колеса Жизни - обязательно обратите на него внимание:
И чуть ближе центральная часть Колеса Сансары, более детализированная:
Фрагмент росписи первого зала Друкханга, стены возле Колеса Сансары.
И чуть приблизимся к изображению будд - все они очень хорошо вырисованы.
Но фотосъемка ведется в темном зале, при хаотичном освещении слабеньких тусклых электрических лампочек.
Зал собраний расположен в центре монастыря.
Только в нем и сегодня проводятся ритуалы и церемонии. Это большое древнее здание. Двери и многие другие детали здесь сохранились еще с 12-13 века. В проходе из Колонного зала во двор можно увидеть оригинальные фрески - Колесо жизни (как говорилось выше) и Махакала (защитник и охранник буддизма).
На стенах самого зала изображены Будда, шесть мандал, бодхисатвы, богини, младшие божества, а также гневные божества и защитники Дхармы.
И чуть крупнее изображения будд с предыдущей фотографии:
Фрески храма Вайрочаны поистине уникальны - посмотрите как чередуются на них персонажи и наполнение смыслами:
и тут же:
И вот еще - одно из самых любимых изображений:
Отдельное место в этом Зале Собраний - это великолепные мандалы, кстати, значение далеко не всех мандал понятно.
И, к сожалению, после потопов 2015 года - сохранность вот такая.
И еще одна магдала, вот эта - прекрасной сохранности.
Мы очень рекомендуем вам посетить веб-сайт индийского фотографа Aditya Arya здесь, чтобы увидеть у него некоторые изображения фресок храма Вайрочаны.
Так же можно посмотреть наши фотосъемки в буддийском монастыре Алчи, здесь:
Алчи Гонпа, Ладакх.
3. Гонпа Манджушри.
Храм Манджушри был построен около 1225 года.
Такие выводы были сделаны исследователями на основании анализа росписей и сравнения с другими постройками.
Храм находится возле реки и потому не очень хорошо сохранился.
Но колонны, двери и резьба по дереву остались в сохранности.
Изображение самого Манджушри было несколько раз переделано и покрашено. Это изображение необычно тем, что имеет не обычную оранжевую окраску, а покрашено различными цветами.
Манджушри окружен богами и животными, а также орнаментом из хвостов чудовища Макара.
На стенах храма – изображения Будды.
Т.е. на каждую сторону света мы видим свое скульптурное изображение Манджушри.
Всего аватаров - 4.
Стены в храме Манджушри, так же как и в остальных гонпах расписаны от потолка до пола:
А это потолок Храма Манджушри, потолок, который сам по себе является произведением искуства.
Рядом с храмом Манджушри находится небольшая гонпа, Лотсава Лха-кханг (храм Переводчика), где есть скульптура самого создателя этого буддийского комплекса - Ринчена Зангпо.
Храм Переводчика - это потому что Ринчен Зангпо был переводчиком, это только уже потом к концу своей жизни он примет обеты ламы.
Табличка на входе в Храм Переводчика:
Дословный перевод:
1.ПОЖАЛУЙСТА, СНИМИТЕ ОБУВЬ ВНЕ ХРАМА.
2. ДЕРЖИТЕ МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН В БЕСШУМНОМ РЕЖИМЕ.
3. СТРОГО ЗАПРЕЩЕНА ФОТОГРАФИЯ ВНУТРИ ХРАМА.
4. НЕ ПРИКАСАЙТЕСЬ К КАРТИНАМ И РИТУАЛЬНЫМ ПРЕДМЕТАМ.
5. ДЕРЖИТЕ ДИСТАНЦИЮ ПРИ ДВИЖЕНИИ ВОКРУГ ФРЕСКИ И РИТУАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ.
6. ПОМОЩЬ В ПОДДЕРЖАНИИ СВЯТОСТИ ХРАМА.
Это фигура Ринчана Зангпо, благодаря которому в Ладакхе появилось множество прекрасных монастырей, в том числе и Алчи Гонпа.
А вглубь храма, у дальней стены располагается бронзовая статуя Авалокитешвары:
Белые буддийские ступы, чортены распространены на территории монастырского комплекса Алчи практически повсюду.
Те, что расположены вдоль границы монастыря являются проходными - в них есть узкий узкий туннель на другую сторону.
Чортены (ступы) монастыря датируются началом 13 века. Они примечательны тем, что имеют декоративные ворота, а на некоторых из них сохранились древние изображения, как на стенах, так и на потолочной куполообразной части ступы.
Благодаря сильному влиянию индийской живописи сегодня монастырь Алчи считается лучшим образцом индо-тибетского искусства в мире.
И вот - роспись купола изнутри, потолка самой большой ступы в Алчи Гонпе:
Также в Алчи Гонпе есть буквально аллея молитвенных тибетских барабанов.
Это красиво, и их очень хочется покрутить при выходе из монастыря:
И несколько советов путешественникам, которые отправятся самостоятельно знакомиться с комплексом Алчи:
- Монастырь Алчи работает с 8:00 до 17:00 с часовым перерывом на обед с 13:00. Но можно прийти туда на пуджу в 04.00 утра.
- Плата за вход в этот монастырь составляет 100 индийских рупий для местных туристов и иностранных туристов, стоимость указана на лето 2022 года.
- В деревне Алчи есть много ресторанов, где можно прекрасно пообедать.
- В Алчи есть довольно много отелей и гостевых домов, в которых всегда можно остановиться, даже в самый сезон они - полупустые.
- Вам придется снимать свою обувь возле каждого храма.
- Фотографировать внутри Алчи Гонпы запрещено. Лама может позволить вам сделать снимок снаружи храма.
Пожалуйста, убедитесь, что у вас есть необходимое разрешение от них, прежде чем пытаться это сделать.
Если вы получите разрешение, не забудьте выключить вспышку, так как вспышки убивают древние росписи. - На уличном рынке деревни Алчи можно купить интересные товары. Однако цены выше, чем в Лехе. Не забывайте хорошо торговаться.
И на последок достаточно болезненная тема:
в 2015 году в Ладакхе было нестандартно дождевое лето - до нас дошли облака-бомбы снизу, муссон таким образом ворвался тогда в Ладакх.
Это принесло много ущерба региону: многотонные дождевые облака, как наполненные водой цистерны плыли над Ладакхом и в какой-то момент просто разрывались.
К сожалению, часть росписей была повреждена или просто уничтожена...
В общем-то и до этого дела с сохранением Алчи Гонпы шли не особенно весело:
Согласно статье журнала Smithsonian Magazine «Взгляды на затерянный мир Алчи », написанной в 2010 году, забота о сохранении фресок и зданий Алчи не нова.
В 1990 году немецкий искусствовед Роджер Геппер, фотограф Ярослав Понкар и реставраторы из Кельна, Германия, запустили проект «Спасите Алчи».
Некоторая работа была проделана, но через два года она закончилась из-за того, что Геппер назвал «растущей путаницей в отношении административной ответственности».
Или, как говорят некоторые, между религиозными и национальными интересами.
Согласно статье, хотя «туристов сейчас намного больше, чем верующих, Алчи по-прежнему является живым храмом, находящимся под религиозным контролем близлежащего буддийского монастыря Ликкир Гонпа.
Ламы из Ликира служат смотрителями Алчи, собирая входные билеты и обеспечивая соблюдение запрета на фотографирование внутри храмов.
В в то же время ответственность за сохранение Алчи как исторического места лежит на Археологической службе Индии правительства [Индии].
Отношения между АСИ и монахами-ликкирами давно натянуты.
Монахи опасаются вмешательства правительства в религиозные дела; ASI опасается, что монахи возьмутся за реставрацию, которая повредит фрески Алчи.
Результатом стал тупик, который свел на нет усилия по сохранению».
Наверное, лучшим выходом из ситуации на данный момент являлась бы консервация религиозного комплекса Алчи, поскольку мастеров, которые смогли бы восстановить, реставрировать кашмирскую живопись 12 века на данный момент нет.
Их нет не только в Индии и Ладакхе, но и во всем мире.