Сергей Васильев: Фототур в Тибет. Часть 4.
Перевал Фатула. Ламаюру гонпа. Ризонг гонпа. Ликир гонпа.
06.00 подъем по меcтным меркам поздний, позволительно такое только гостям. Пуджа в монастыре Ламаюру-гонпа начинается в 3 утра, т.е. ее мы благополучно проспали.
Говорят, в полнолуние здесь можно разговаривать с духами умерших, но поскольку луны не было, смысл затевать что-либо подобное отпадал.
Весь местный народ в отеле бодро сновал взад-вперед, все кроме нас давно проснулись и занимались повседневными делами. Было довольно свежо, это мы сразу почувствовали, едва выбравшись из-под теплых одеял.
Долина Ламаюру утром также прекрасна как и вечером.
Быстро приведя себя в порядок, под руководством нашего неизменного гида – Правиша, расселись по джипам (водителям отдельный респект, за то что ждали нас уже в заведенных и разогретых машинах) и сразу же взяли курс на перевал Фатула, где должны были наконец повязать наши персонально намоленные и заговоренные священными мантрами флажки, периодически останавливаясь для съемок тех мест в утренних лучах.
Монастырь получил своё название от плантации священного зерна, которая таинственным образом приняла форму свастики (свастика с левосторонним движением символизирует Юнгдрун Бон или новый Бон).
Здесь следует заметить, что старейшие гомпы Ладакха — Алчи-Гомпа и Ламаюру, во время своего основания не принадлежали ни к одной из существующих сейчас школ тибетского буддизма, так как эти школы ещё не сформировались. На каком-то этапе они вступили в Кадам, и позже, при упадке Кадам Алчи вошел в Гелуг, а Ламаюру, по каким-то причинам вошёл в Дрикунг Кагью.
Но долгое время был прибежищем для последователей религии Бон.
Ринчен Санпо получил от царя Ладакха задание построить 108 монастырей, главным образом в Ладакхе, Спити и прилегающих регионах. Местные жители многие постройки тысячелетней давности приписывают именно ему.
Первоначально монастырь состоял из пяти зданий, развалины четырёх зданий видны по углам.
Выехав в полдень по уже известной нам горной дороге, довольно быстро добрались до нашего старого знакомого – Moonland-a.
По правде говоря, сначала мы даже отказывались понимать, что это то место, где были буквально вчера. С освещением здесь творятся какие-то метаморфозы, и Лунная земля под полуденным солнцем изменилась до неузнаваемости.
Но лучше пусть об этом расскажут фотографии.
Водители наоборот, радовались лишнему времени отдыха, которое в горах лишним никогда не бывает, и подбадривали нас, показывая все новые и новые точки съемки.
Солнце, попеременно выходя и скрываясь за облаками, довершало этот маленький праздник жизни.
Наконец, наснимавшись вволю, погрузились в машины и взяли курс на Ризонг.
Теперь дорога проходила между скалами, причем некоторые из них были как-бы отполированы так, что блестели на солнце.
Другие поражали интересными расцветками, от красно-коричневого до фиолетового.
Дзонги сочетают массивные стены, башни, вереницу внутренних дворов, храмы, административные здания, жильё для монахов.
Дзонги используются как военные укрепления, монастыри, университеты, центры управления и культурные центры, в частности как площадки для проведения массовых религиозных праздников.
В 18 веке, Лама Цултим Нима медитировал у rDzong-lung, ему понравилось это место и он создал небольшой скит для медитаций и помощи учащимся монахам. К нему стали приходить ученики, они жили в землянках и читали gso-shyong.
• Монахи не покидают монастырь, кроме случаев болезни
• Постельные принадлежности не допускаются
• Монахи не трогают вещи, к которым прикасаются женщины (пусть даже сёстры монаха)
• До восхода и после заката монахи не покидают свои кельи (исключение — принести воду)
• Монах не владеет ничем, даже иголкой
• Огонь в кельях не зажигают
• То, что жертвуют одному монаху, поступает в общее пользование
• Вокруг скита три границы, женщина не может спать даже между внешней и средней границей
• В случае слухов о монахе, нарушившем правила — монах временно исключается из братства
Более подробно о жизни в нем можно прочесть в книге Анны Гримшоу Servants of the Buddha: Winter in a Himalayan Convent. Anna Grimsha. Himalayan Research Bulletin XV (2) (1995).
В 15 веке, лама Lha-dbang-chos-rje [ученик Цонкапа] обратил монастырь в Ge-lug-pa , и монастырь был заново основан как гелугпинский. Через семь поколений после Lha-chen-rgyal-po царь Lha-chen-dngos-grub м[ок. 1290—1320] приказал отправлять в Лхасу на учёбу монахов.
18-й царь bDe-legs-rnam-rgyal стал вероотступником после битвы при Басго в 1646—1647, он принял ислам. После этого для монастыря настают «темные века», когда произошел пожар и вновь отремонтирован он был уже в 18 веке, в период правления царя Thse-dbang-rnam-rgyal II (Тсеванг Намгьял II, ок. 1760—1780).
Новый Дукханг, около 200 летней давности, находится по диагонали от входа во двор, Авалокитешвара в 1000 руками 11 головами. Книжные шкафы стоят по сторонам статуи, с томами Сумбум, описывающими жизнь и учение Цонкапы. Левая сторона изображает 35 будд покаяния с Шакьямуни во главе.
Конечно же, самой заметной достопримечательностью Ликира
является статуя Будды Шакьямуни 7 м. 62 см. высотой.
Фототур в Тибет. Часть 4. Перевал Фатула. Ламаюру гонпа. Ризонг гонпа. Ликир гонпа.