Новость №224: Прошла и завершилась большая экспедиция по Занскару и Ханле.
Это август 2024 года.
Наверное, это самый шикарный тур сезона и по задумке, и по исполнению.
Не тур, это экспедиция, два очень интересных региона - Занскар и долина Ханле, кстати, находятся в противоположных сторонах друг от друга, что не помешало нам посетить оба региона и массу интересных мест между ними.
Экспедиция с очень продуманным до мелочей маршрутом, с вылазками в нетуристические места, маленькая группа, у которой была своя четкая цель.
И две участницы, из тех, которые на этой фотографии ниже - приехали к нам не в первый раз, мы с ними знакомы с 2015 года, и эта встреча для меня была очень долгожданной и теплой во всех отношениях.
А это мы на леднике Драк Дрог Глетчер, только что вернулись с морены, а теперь любуемся на него сверху, красивый день был...
А все началось как обычно, как начинается каждый наш тур - с пуджи-благословенья в Кале Темпл буддийского монастыря Спитук Гонпа.
В общем-то любой тур по Ладакху, Занскару или долине Спити - это в первую очередь волшебство для любого европейца, поскольку сталкиваются жители Европы здесь с тем, что можно назвать энергетической настройкой организма на высокочастотные волны, а по сути является базовой ежедневной практикой для культуры тибетского буддизма.
Написав эту фразу, я поняла, что правильного и скучного отчета по этой фотоэкспедиции не получится, ну и Бое с ним, а пока к пудже в Кале Темпл:
Об этой экспедиции действительно рассказывать достаточно сложно, поскольку она имела свои цели с одной стороны интуитивно и метафорически понятные, с другой стороны - когда начинаешь переводить эти цели в сухие слова, то получается либо формальный вариант, либо духовно-напышенный.
Ни того, ни другого очень не хотелось, и поэтому я решила написать отчет через сказки и фотографии.
А пока исходные данные:
1. Экспедиция захватывала два больших и совершенно разных региона - Занскар и долину Ханле.
2. Небольшая группа - всего 6 участников, но при этом огромная и насыщенная программа с заранее предусмотренной потребностью попасть в самые удаленные места, и не просто попасть, а спокойно и неторопливо находится в них по потребности.
Вот это самое главное - по потребности, т.е. нигде не было четкого графика по времени, а каждый из участников был ориентирован в первую очередь на свои внутренние потребности соприкосновения с культурой тибетского буддизма.
Скажу честно, организовывать и проводить такие путешествия - это мечта и счастье.
И, как показал тур, это была настоящая и честная заявка, каждому участнику фотоэкспедиции по Занскару действительно было очень важно познакомиться, близко соприкоснуться с культурой тибетского буддизма.
Тут огромное спасибо и респект всем.
3. Фотоэкспедицию по Занскару и Ханле вела большая группа гидов, тут так получилось:
у нас в это время проходило несколько туров по этим регионам, но более стандартных, и мы с Максимом на своей машине отправились сопровождать группу, а заодно и присмотреть за параллельными турами.
В итоге - большую часть времени провели именно с этой группой, поскольку здесь открылись множественные и удивительные возможности, например, в Карша Гонпе мы попали в закрытую от туристов залу-гонпу, фрески которой я до этого в течение 10 лет разглядывала только на немногочисленных открыточках, что продавал монастырь туристам.
И не просто попали в эту гонпу, а спокойно и провели там в одиночестве больше 2-х часов.
4. На туре в Занскар работала моя самая любимая пара гид-водитель, оба носят имя "Лобзанг", оба из Занскара, и Лобзанг-водитель - это лучший водитель в нашей команде, а лобзанг-гид - ну, просто очень симпатичен мне душевно.
На фотографии они справа.
Теперь о программе фотоэкспедиции в Занскар и долину Ханле.
Это заказной тур, тур по заявке, в Календаре Туров его не было.
Программа обсуждалась в течение месяца, точно выверялась, и, вряд ли ее можно назвать стандартным туром, уже хотя бы по времени.
Итак:
День 1, 15 августа, Прилет в Лех, акклиматизация.
День 2, 16 августа, Намгьял Тсемо Гонпа (Лех), акклиматизация.
День 3, 17 августа, Клиника тибетской медицины, Спитук Гонпа + Спитук деревня, Инд.
День 4, 18 августа, Переезд Лех - Домкхар, монастырь Алчи, 127 км.
День 5, 19 августа, Переезд Домкхар - Ламаюру, монастыри Скрубучан и Ламаюру, 40 км.
День 6, 20 августа, Переезд Ламаюру - Падум (Занскар), порядка 300 км.
День 7, 21 августа, Полувыходной день + Стогримо Гонпа.
День 8, 22 августа, Монастыри Дзонкуль Гонпа и Сани Гонпа.
День 9, 23 августа, Монастыри Стонгдей Гонпа + Зангла Гонпа.
День 10, 24 августа, Монастырь Карша Гонпа.
День 11, 25 августа, Падум - ледники - Рангдум Гонпа (или Каргил), порядка 200 км.
День 12, 26 августа, Рангдум Гонпа - Лех , порядка 300 км.
День 13, 27 августа, выходной день в Лехе.
День 14, 28 августа, монастырь Тиксей Гонпа (утренняя пуджа) + Белые Ступы Наропы.
День 15, 29 августа, Лех - Ньома Гонпа - Ханле Гонпа, порядка 250 км.
День 16 -17, 30-31 августа, Ханле Густор Танец Цам и возвращение в Лех.
День 18, 1 сентября, Свободный день в Лехе.
День 19, 2 сентября, Отлет.
Программа состояла из двух больших частей - Занскар и долина Ханле, причем в долине Ханле мы еще и попадали на Танец Цам Ханле Густор.
Насыщенность невероятная фотоэкспедиции, особенно, если учесть, что приоритетом ставилось присутствие на всех буддийских пуджах воо всех гонпах, которые нам по дорогам попадутся, и не бездумное торопливое присутствие, а именно вхождение в культуру, слушанье ее, реальное соприкосновение.
Хочу сказать, что это очень смелая такая заявка, поскольку соприкоснуться по-настоящему с культурой тибетского буддизма достаточно непросто для европейца - слишком разные основные базовые ценности культур, слишком разные дистинкции, определяющие возможные реальности, и, если идти этим путем честно, то слишком сильные, и не всегда заметные сразк, изменения.
Если бы меня попросили дать метафору этого тура, то я бы сказала просто: "тур открытых дверей", поскольку - да, многие, раннее прочно закрытые для нас двери, вдруг удивительным образом открылись.
И я бесконечно благодарна за это группе, потому что именно с ними мы неожиданно прошли и попали в новые пространства.
Англоязычный гид тура - Лобзанг, занскари, меня всегда потрясают его аккуратность, пунктуальность и совершенная простроенность в подаче материала.
Всегда наслаждаюсь, когда выпадает случай поработать вместе на том или ином туре.
И мы отправились в Занскар).
Это наш первый перевал с этой группой - Сир-Сир Ла, картинка просто невероятно идеальная.
Мы на своем джипике поднимались первые и я сверху снимала, как темпо-тревелер восходил на Сир-Сир Ла.
Первый подъем на высоту 5 000 м, перевал Сир-Сир Ла.
Этих высот будет еще очень и очень много в этой экспедиции.
И слушали мы на перевале как трепещет ветер в молитвенных флагах Сир Сир Ла:
Невероятной красоты дорогами мы в Занскар добирались:
А местами и вот так эмоционально насыщенно:
Мы по дороге в Занскар:
А теперь пришло время метофор, мы прибыли в Занскар.
Часть 1: Сказка о волшебной долине Занскар.
Давным-давно, в самом сердце Гималаев, в далёкой и почти неприступной долине, скрывался мир, о котором не знал почти никто — Занскар.
Это было не просто место на карте, а волшебный уголок, где жизнь текла в своей неповторимой гармонии.
Здесь царили необыкновенные силы: снежные горы, вечно укутанные туманом, реки, отражающие в себе свет и тьму, и древние леса, которые, казалось, хранили тысячи тайн.
Занскар не был местом, где каждый мог просто так приехать.
Его охраняли не только горы и реки, но и само время.
Сюда попадали лишь те, кто искал чего-то особенного — не просто путешественников, а тех, кто нуждался в переменах, в поисках смысла жизни, или же тех, кто был готов принять свой настоящий путь.
Занскар знал, что каждый человек несёт в себе не только желания, но и скрытые слабости, страхи и неисполненные мечты. И когда эти мечты становились искренними, Занскар помогал.
Однажды в долину Занскар пришёл странствующий музыкант по имени Нима.
Он был известен своей игрой на флейте, которая могла пробуждать в людях самые глубокие чувства, но сам Нима был одинок и несчастен.
Он мечтал найти свою истинную музыку, которая бы открыла перед ним весь мир.
Однако его мечта давно уже превратилась в пустое стремление — он хотел, чтобы его музыка не просто звенела в воздухе, а чтобы она могла исцелить и изменить жизнь людей.
Нима пришёл в Занскар, надеясь, что долина ответит на его желание. Но как только он ступил на её землю, его музыка начала звучать совсем иначе.
Ноты, которые раньше были легкими и мелодичными, стали глубокими и тяжёлыми.
Мелодии заполнили воздух не светом, а мраком.
На него смотрели жители долины — мудрые старцы, дети и путники — и никто не смог понять, почему его музыка стала такой.
Отступление от сказки:
Чудесно, когда вся команда - буддисты, они не просто что-то объясняли-рассказывали группе, но еще и успевали поспорить между собой).
А в споре, известно что иногда рождается).
Возвращаемся к сказке про Занскар:
Тогда в долине Занскаре появилась старушка с длинной белой косой. Она подошла к Ниме и сказала:
— Твоя музыка не может исцелить мир, пока ты сам не исцелишь себя. Ты искал ответ в звуках, но забыл, что истинная музыка звучит в сердце.
Нима был озадачен и растерян.
Он спросил:
— Как мне найти эту музыку в себе? Я всё пытался, но не могу найти свой путь.
Старушка ответила мягко:
— Занскар не даёт ответов, он помогает тем, кто готов измениться.
Ты пришёл сюда не случайно, и если ты хочешь исполнить своё желание, ты должен пройти через испытание.
Нима согласился и последовал за старушкой вглубь долины.
На пути они встретили множество разных людей: старых мастеров, которым нужно было научиться отпускать прошлое, детей, которым нужно было найти свою мечту, и странников, которые искали утешение.
И каждый из них рассказывал Ниме свою историю — историю о том, как их желания изменяли их жизнь.
Оказавшись в самом центре долины, Нима увидел Древо Желаний, которое светилось мягким золотым светом.
Старушка сказала:
— Это дерево выполняет желания, но оно делает это по-своему.
Оно не даёт тебе то, что ты хочешь, а даёт то, что тебе нужно.
Чтобы твоя музыка смогла исцелять, ты должен научиться быть в гармонии с собой и с миром.
Посмотри в свои глубины, пойми, что ты хочешь на самом деле.
Нима долго стоял под деревом, размышляя о том, что ему нужно.
И наконец, он понял: его желание было не просто в том, чтобы стать великим музыкантом.
Он хотел понять мир, научиться отпускать свои страхи, переживания и сомнения.
И тогда, когда он отпустил все эти тяжёлые мысли, музыка внутри него стала чище и светлее.
Он почувствовал, как его сердце наполняется гармонией.
В этот момент дерево заговорило. Оно не сказало ему слов, но его свет проник в душу Нимы, и он почувствовал, как музыка наполняет его жизнь.
Она больше не была тяжёлой и мракной, а стала светлой, чистой и свободной.
Он понимал, что его музыка теперь могла исцелить не только людей, но и его самого.
Занскар исполнил его желание, но не таким способом, каким Нима его ожидал.
Он не дал ему славы или богатства, а дал ему гармонию с собой и миром.
С того времени Нима путешествовал по миру, играя на своей флейте.
Он исполнял музыку, которая не только лечила тела, но и меняла сердца людей.
И каждый раз, когда его музыка звучала, он вспоминал волшебную долину, где он научился истинной гармонии.
Занскар продолжал менять людей, наполняя их желаниями, которые помогали не только им, но и всему миру.
Это место было волшебным, потому что здесь каждый мог найти то, что ему действительно нужно было для того, чтобы стать лучше.
Дальше сказка продолжилась в жизни), в нашей ежедневной жизни, в том числе и в долине Занскар.
А это мы в буддийском монастыре Стонгдей Гонпа.
Очень удачно мы сюда приехали - удачно с точнойстью до минуты, через 10 минут после нашего приезда - как раз успели отдышаться, началась пуджа Великолепной Палден Ламо.
Я же говорю: тур открытых дверей - попасть куда надо и точно по расписанию:
После пуджи (со Стонгдей Гонпой мы дружим давно, лет 15, тут мой Учитель живет), нас очень вкусно покормили и пошли мы бродить по дальним заклоулочкам гонп буддийского монастыря.
Любопытно, что и даже здесь оказались неожиданно открытые в неплановое время двери:
это комната, где хранятся древние маски для буддийской мистерии Стонгдей Густор, и обычно открывают эту комнату только во время мистерии, а тут - ох, открыта.
Очень трепетно бродили среди древних тантрических масок.
Вообще такие вещи еще происходят - как заметила из опыта, когда люди относятся к культуре тибетского буддизма максимально бережно и с любопытством.
В этом случае артефакты и те, кто живут внутри онных - сами с любопытством идут на встречу.
И, конечно, много медитировали в гонпах...
Кстати, каждое утро в Падуме у нас начиналось вот так - наш отель стоялрядом с местной школой, солнце и песня лелись в наши окна:
А это мы в скальном буддийском монастыре Дзонкуль Гонпа, вернее так - сейчас мы над монастырем, возле пещеры, где медитировал индийский йогин-мистик Наропа и где ламы и по сей день практикуют туммо - йогу внутреннего Огня или иллюзорное тепло, одну из тайных практик шести йог Наропы, методов линии Кагью, применяющихся также и в остальных школах тибетского буддизма, позволяющую спокойно переносить суровые зимы гималаев.
Мы в буддийском монастыре Карша Гонпа.
И сюда мы также прибыли с точностью до минуты и попали на пуджу завершения лета).
И очень многие открытия ждали нас в тот день в Карша Гонпе, но об этом - в отдельной статье и позже.
Обратная дорога.
Очень, очень хотелось сходить к леднику Драк Дрог Глетчер, получилось.
Погода благоволила, солнце сияло, по ледниковым озерам погуляли....
Добрались и до самого ледника.
Я фотографировала участниц - на память, такие снимки ценны в первую очередб как эмоциональный отпечаток, память другой реальности.
Потому как реальности ту действительно очень альтернативные.
И слушали мы как шумит ледник своими реками:
Это мы уже возвращаемся, к середине тура участники спокойно ходили на высоте свыше 4 000м, ближе к 5 000 м.
И пикник возле ледниковых озер), прямо на берегу.
А дальше была долгая дорога в Каргил вдоль красивейшей долины с самыми разными ледниками.
Это уже следующий день, мы возвращаемся в Лех и по дороге делали крюк и заезжали в буддийский монастырь, прекрасную скальную гонпу Shargol.
И тут, к моему великому удивлению, двери также оказались открытыми - мы спокойно вошли в гонпу, долго бродили по ней, медитировали.
Тут вот что интересно:
в гонпе живет лама, но он как бы не постоянно там живет, у нас есть телефон ламы, но лама не всегда берет трубку, не взял и в этот раз, хотя мы обычно начинаем звонить несколько дней заранее и договариваться о посещении.
Не дозвонились, а приехали - и гонпа открыта, лама на месте, а вот почти чудо это.
И дальше - к Мульбеку, по прекраснейшей долине:
Это уже в Мульбеке, в одной из самых невероятных гонп Ладакхк.
И дальше - домой, в Лех:
Часть 2: Сказка о Танце Цам в долине Ханле.
Далеко в Гималаях, в одной из самых удалённых и красивых долин Ладакха, лежала деревня Ханле.
Это место было не похоже на другие.
Здесь высоко в горах, где небо казалось близким, а звёзды — яркими как драгоценные камни (мы это ночью в телескоп смотрели), местные жители жили в тесной связи с природой и древними традициями.
Ханле было известно своими древними монастырями, где тибетские ламы сохраняли знания и обычаи своих предков.
В каждом году, когда приходит конец лета, и долина погружается в тишину - тихая безветренная погода и застывшее уходящее лето, в Ханле устраивают особый праздник — буддийскую мистерию Ханле Густор с исполнением Танца Цам.
Этот танец был не просто искусством, это был способ общения с миром духов и предками.
Танцующие монахов надевали яркие костюмы и маски, изображая древних просветленных и защитников.
Через свои движения и ритмы они очищали душу и тело, а также приносили миру гармонию и мир.
Но однажды в Ханле приехал странствующий юноша по имени Тензин.
Он был из далёкой долины, где люди давно забыли о старых обрядах.
Тензин был музыкантом, и его мечтой было найти истинное вдохновение для своей музыки.
Услышав о Танце Цам, он решил отправиться в Ханле, чтобы узнать, что это за чудо и почему этот танец привлекает так много людей.
Когда Тензин пришёл в Ханле, он оказался в центре великого праздника.
Ламы, одетые в яркие одеяния и маски, начали двигаться в ритме барабанов и флейт, а толпа зрителей, жители долины, смотрели на это с благоговением.
Каждый шаг танцора был наполнен смыслом: они изображали борьбу добра со злом, радость жизни и уважение к природным силам.
Всё это было как живой рассказ о мире духов и природе, которая окружала людей.
Тензин был поражён.
Он никогда не видел ничего подобного.
Его музыка всегда была инструментом для выражения его чувств, но теперь он чувствовал, что он может понять гораздо больше через движения, через танец.
Он спросил одного из старых лам:
— Почему вы танцуете так? Что для вас этот танец?
Тиббетский лама улыбнулся и ответил:
— Танец Цам — это не просто движение.
Это встреча с душами наших предков и духов, которые охраняют нашу землю.
Когда мы танцуем, мы очищаем своё сердце и тело, соединяемся с теми силами, которые дают нам силы жить и заботиться о нашей долине.
Мы танцуем, чтобы сохранить баланс между людьми и природой.
Тензин был поражён словами старца.
Он понял, что этот танец — не просто обряд, а глубокое выражение благодарности и уважения ко всему живому.
Он долго наблюдал за танцорами, запоминал каждое движение, каждый жест, и постепенно в его сердце зародилась новая мелодия — такая же сильная и гармоничная, как танец, который он видел.
В следующий раз, когда Тензин вернулся домой, он начал сочинять музыку, вдохновлённую Танцем Цам.
Его музыка стала наполнена ритмами танца, а каждый его аккорд — подобен движению, которое очищает душу.
В его произведениях звучала благодарность духам природы и предкам, которые даровали жизнь его народу.
А в Ханле, где Танец Цам продолжал быть важнейшим обрядом, каждый год в деревне снова собирались все — и монахи, и жители, и странники.
И танцевали, очищаясь от забот, поддерживая дух долины, наполняя её светом и гармонией, которую передавали старые танцы и новые мелодии.
Так через танец и музыку в Ханле сохранялась традиция: уважение к миру духов, к родной земле и к тем силам, которые даруют людям жизнь и вдохновение.
Танец Цам был не просто искусством, а живым выражением связи человека с миром, и каждый, кто понимал это, мог найти гармонию в своём сердце.