Сикким. Кое-что вместо общих сведений.
На пути в Индию есть шанс встретиться с самим собой…
(Динанатха).
Ну, кого сейчас удивишь высказыванием: «Индия – страна контрастов!»? Даже те, кто там никогда не был, да и бывать, в общем-то, не собирается, с уверенностью расскажут Вам об убогости и нищете, царящих в Индии, о чудовищной антисанитарии и неизлечимых хворях, поджидающих Вас за каждым углом, о священных коровах, возлежащих прямо посреди дороги и о многих других «непрелестях» этой страны. Но… Но, все же попрошу вернуться к началу этого предложения и еще раз прочесть, хотя бы несколько первых слов, являющихся ключевыми: «… те, кто там никогда не был…» Потому, что те, кто там был, вполне, могут с этим утверждением и не согласиться. Конечно же, и нищета и священные коровы в Индии присутствуют, но далеко не в тех количествах, о которых нам рассказывают непосвященные, и смотрятся весьма органично и аутентично. Хотя…
Короче – если Вы отправляетесь в Индию за яркими, незабываемыми и, вполне, приятными впечатлениями, то Вы их там и получите, даже не смотря на. А, если, наоборот – то и получите наоборот.
Но, чтобы все это «прочувствовать», стоит самому, хотя бы один раз, побывать в Индии, ощутить все великолепие и духовность этой страны. Ради этого стоит жить и зарабатывать деньги в нашем безумном и полном неприятных сюрпризов мире. Ведь мы сейчас «не откроем Америку», когда скажем, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. И тогда, после пары недель переездов, осмотров достопримечательностей и прочих интересных встреч у Вас, несомненно, появиться желание, снова вернуться в эту страну. Потому что дома, Вам катастрофически будет недоставать искреннего внимания простых прохожих, их открытых добрых улыбок, всех прелестей и радостных мгновений, связанных с Индией. И со временем, среди рутины повседневных забот, это желание только будет усиливаться и, постепенно, перерастет в насущную потребность. И Вы, как и Ача Баба, воскликнете: «…Я опять хочу в Индию – в опасную, огромную Индию, где храмов больше, чем отелей, где по улицам ходят слоны и прокаженные, а в воздухе носятся все те демоны, которые заключены в нас самих…» Но, прежде чем отправляться в далекую и неведомую страну, не помешало бы и почитать о ней. И чем больше Вы узнаете, тем лучше будет для Вас. Проверено на себе!
И хотя дальнейшее наше повествование мы поведем всего лишь об одном штате Индии – Сиккиме, мы не можем сказать «Б», не сказав при этом «А». Поэтому несколько вступительных строк об этой самой удивительной, непредсказуемой и сказочно самобытной стране под названием Индия.
Индию поистине считают божественной жемчужиной океана духовности! Она будет поражать и удивлять Вас на каждом шагу, открывая перед все новые грани реальности. У Вас, без сомнения, возникнет ощущение того, что Вы уже были здесь, но в одной из своих прошлых жизней. И именно сейчас начинаете жить заново. К Индии нужно прикоснуться сердцем, чтобы по-настоящему узнать ее историю и географию, на себе испытать ее климат, прочувствовать разноликую атмосферу этносов, понять хотя бы малую толику из широчайших культурных пластов. Побывать на ее оживленных базарах и в роскошных дворцах. Полюбоваться ее контрастными ландшафтами, где есть и заснеженные горные вершины, и тропические леса, пустыни и великолепные пляжи, окруженные теплыми океанскими водами. Усладить свой взор яркими женскими одеяниями и испытать новые вкусовые ощущения.
Парадоксальность страны заключается в том, что Индия никогда не будет таковой, какой Вы ее ожидаете увидеть, но всегда будет такой, какой Вы ее хотите увидеть. Здесь прекрасно уживаются верования и суеверия, история которых исчисляется тысячелетиями, и новинки технического прогресса. Поэтому пусть Вас не удивляют дома, стены которых обмазаны коровьими лепешками «на счастье» и, в то же время, со спутниковыми антеннами на крышах. Главное, что в Индии у Вас будет прекрасная возможность погрузиться в океан самосознания и лучше понять себя и мир вокруг. Не пугайтесь также неподдельного интереса со стороны местных жителей. Их приветствий, на, весьма своеобразном, английском языке, их расспросов о Вашем происхождении и семейном положении. И не отказывайте им в просьбе сфотографироваться вместе с Вами. По древнему индийскому поверью, любой из великого множества известных им богов, может спуститься на Землю в обличии гостя. А Вы гость, то есть, априори, вполне можете оказаться воплощенным богом. Ну, разве, только ради этого не стоит побывать в Индии?
Надеемся, что мы достаточно распалили Ваше воображение, и теперь вполне можем переходить к тому, ради чего, собственно, и начали свое повествование.
Итак, Сикким. Немного общей информации для ознакомления.
Знаете, где живут самые счастливые люди на Земле? Правильно! Угадали! В индийском штате Сикким. Во всяком случае, в переводе с тибетского сикким означает «земля счастья»! Его также называют страной красной панды и снежных пиков, рододендронов, орхидей и гималайского кедра. Но обо всем поподробнее.
Сикким – это небольшое гималайское государство, расположенное на северо-востоке Индии, с территорией в 7096 кв. км. На границе между Непалом, Индией и Бутаном. По своим размерам Сикким является вторым штатом этой страны, с наименьшим при этом населением. Среди особенностей района есть и то, что он находится на высоте от 300 до 8585 м над уровнем моря и совсем не имеет к нему выходов. В рельефе доминирует одна из самых величественных горных цепей в мире – гигантская гряда гималайского предгорья, состоящая из пяти вершин, которая включает в себя священную для буддистов Канченджангу, третью по высоте вершину в мире. Само название «Канченджанга» означает «пять сокровищ великих снегов». Четыре вершины из пяти превышают восьмитысячную отметку. Помимо Главной вершины (8586 м), это также Южная, или Канченджанга П (8491 м), Средняя (8478 м) и Западная, или Ялунг-Канг (8505 м). Пятая вершина – пик Кангбачен – расположена в западном отроге массива и имеет высоту 7902 м. Среди первых покорителей Канченджанги участники британской экспедиции Джордж Бэнд и Джо Браун. Они совершили свое восхождение 25 мая 1955 года.
По некоторым поверьям, сохранившимся до наших дней, именно на этом пике живет Будда. А другая легенда гласит, что Канченджанга – это гора-женщина, и она жестоко карает всех женщин, которые пытаются подняться на ее вершину, неся им смерть. Единственная женщина, которой в свое время покорилась вершина и которой удалось спуститься обратно, долгое время была британская альпинистка Джинетт Харрисон. Она достигла вершины Канчи в 98-м. Через полтора года она погибла при восхождении на Дхаулагири. Вид этой красивейшей горы вдохновил Николая Рериха на создание многих картин, изображающих Канченджангу в различных ракурсах. Эту вершину народ, живущий в этих краях, почитает как божество, считая, что она охраняет их землю и олицетворяет центр мира. Каждое утро на Тигровое плато, расположенное неподалеку, приходят тысячи людей, для того, чтобы встретить рассвет. Они с замиранием сердца наблюдают за тем, как первые лучи солнца освещают в розовый цвет вечные льды великой горы. «Страна небесных ступеней», – так говорил о Сиккиме Н.К.Рерих.
Из-за своей отдаленности, труднодоступности, прекрасных горных пейзажей и большому количеству буддийских храмов, Сикким долгое время воспринимался как последняя гималайская Шангри Ла. Сегодня же путь в Сикким проходит по живописной горной дороге, проложенной сквозь предгорья Гималаев. Она тянется через многочисленные мосты, пересекающие бурные реки. Широкой лентой, с довольно приличным асфальтовым покрытием, она, то поднимается на перевалы, то спускается в долину. По обе стороны от дороги возвышается величественный вечнозеленый лес.
Только здесь становится понятным, насколько важна в жизни людей эта дорога и насколько сложно было ее тут построить и содержать в исправном состоянии. Горы иногда напоминают о себе многочисленными оползнями и камнепадами. Потоки воды разрушают участки дороги. Поэтому путешественники иногда вынуждены простаивать в ожидании по нескольку дней. Проект «Свастика» (в этом регионе символ свастики олицетворяет силу жизненной энергии) соединил столицу Сиккима Гангток с внешним миром. Это привело к более-менее легкому и беспрепятственному осуществлению транспортного сообщения в любое время года. Из конца в конец дорога по всей длине укрыта асфальтированным покрытием. Бетонные плиты укрепляют склоны гор, а по новым мостам автотранспорт имеет возможность проезжать в обоих направлениях одновременно. По сторонам дороги установлены разнообразные по тематике бигборды, оповещающие водителей об опасных поворотах и перечисляющие многочисленные преимущества дороги. Например, «Дорога соединяет страны и народы». Также можно увидеть на этих плакатах различные изречения знаменитых людей или просто пословицы вроде «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Перед въездом в Сикким на пограничном пункте Рангпо, полиция проверяет паспорта туристов на наличие разрешения въехать в этот индийский штат. После завершения пограничных формальностей дорога идет по территории Сиккима. Во время поездки можно увидеть многочисленные гидротехнические сооружения и электростанции.
До 1975 года Сикким считался независимым государством. Хотя Индии, все же, позволялось контролировать его иностранные отношения и особенно вопросы, связанные с обороной. Но смутный период политического кризиса и восстаний в столице Сиккима – Гангтоке, привел к тому, что Индия добровольно-принудительно присоединила территории княжества, и Сикким стал 22 индийским штатом. Вкладывая огромные государственные ресурсы в реконструкцию дорог, электрификацию, водоснабжение и промышленное развитие Сиккима, правительство Индии преследует свои цели, обусловленные китайскими стратегическими планами в Гималайском регионе.
Кроме того, что Гангток является столицей Сиккима, это еще и крупнейший город штата. Он живописной грядой раскинулся на западном склоне хребта, возвышающегося над долиной реки Ранипул. Поднявшись на крышу любого из домов города, можно беспрепятственно наслаждаться грандиозным видом гор, и в частности сияющей вершиной Канченджанги. Этот город не похож ни на какой другой, виденный вами ранее, он обладает своим собственным неповторимым лицом. Столицей Сиккима Гангток стал сравнительно недавно, лишь в середине XIX века. До этого его столицы находились в Яксуме и Рабданцэ. Если Вас заинтересуют достопримечательности Гангтока, Вам непременно нужно будет посетить Цук Ла Канг. Этот королевский дворец также считается главным буддистским храмом Сиккима.
Но с посещением дворца надо очень угадать или узнавать обо всем заранее. Ведь он бывает открыт для посетителей только раз в году. Во время празднования тибетского нового года. Тысячи людей приходят к стенам храма, чтобы посмотреть знаменитый мистический танец Черной Короны, символизирующий победу добра над злом. Еще одним из интереснейших мест для посещения в Гангтоке является Музей Института Тибетологии. Он был основан в 1958 году. Музей построен в традиционном тибетском стиле. Само название института говорит за себя, здесь занимаются изучением развития языка и традиций Тибета. Институт обладает великолепной библиотекой и архивом. В нем собраны древнейшие книги и редкие рукописи, предметы культа и тибетской живописи тангка. Кроме этого, на территории столицы Сиккима находятся несколько буддистских монастырей и замечательный парк орхидей, где собрано более 450 видов этих цветов. Но если Вы захотите во всей красе полюбоваться на вершину Канченджанги, Вам надо будет попасть на площадку Таши, именно с нее открывается самый прекрасный вид на святыню Сиккима. Кроме творений рук человеческих Гангток поразит Вас и непревзойденным природным ландшафтом. В его окрестностях изобилие горных озер, парков. Здесь Вам представится прекрасная возможность совершить множество интересных и познавательных пешеходных туров. Вас покорит небо небывало яркой голубизны, потрясающе чистый воздух и неописуемые по красоте горы, на склонах которых растут киви, манго, авокадо, бананы, сливы, персики, источающие невероятный аромат. В 124 километрах, то есть, в 2-3 часах езды на машине, находится ближайший от города аэропорт.
Этот штат Индии разделен на четыре департамента, каждый со своей столицей. Столица северного района – Манган, Южного – Намчи, Восточного – Гангток и Западного – Гялшинг.
Населяют Сикким лепчи и бхути, непохожие на индусов. Их самое любимое выражение в переводе звучит приблизительно так: «Пусть положительная энергия всегда возобладает во мне над отрицательной!». То есть, являясь буддистами, они проповедуют религию устранения страданий. Как просто и мудро! Среди языков особенно в ходу непальский, английский, лепча, лимбу, неварский, гурунг, мангар, хинди, Бхутиа с сиккимским наречием и Бхутия с тибетским, и многие другие. Всем им предоставлен статус официальных, в первую очередь для того, чтобы сохранить местную культуру и традиции. Наиболее распространенные религии: индуизм и ветвь буддизма ваджраяна.
Лучшими периодами для посещения этого нагорного штата Индии считаются периоды с марта по июнь и с сентября по декабрь. Температурный режим здесь довольно благоприятный, зимой температура не опускается ниже 0 градусов, а летом – не превышает 28 С. Единственной неприятностью сиккимского климата есть большое количество затяжных дождей. В истории этой страны был зафиксирован дождь, продолжительностью в 11 дней. Кстати, не стоит забывать, что для посещения этого штата требуется специальное разрешение. Но даже с разрешением, доступ в восточную часть Сиккима, расположенную вблизи тибетской границы, строго воспрещен. И если Вы захотите побывать в районе подножия Канченджанги, Вам, хотите того или нет, придется обратиться в специальные агентства, которые имеют право проводить организованные походы в этом районе. Обычно, выдаваемые разрешения на въезд, ограничены по времени пребывания до пяти дней, а то и меньше. Но и за это короткое время Вам удастся увидеть и узнать много интересного и чарующего. Не будем скрывать, что по сравнению с другими штатами Индии, туризм в Сиккиме находится в зачаточном состоянии. Хотя для кого-то в этом и может состоять вся прелесть путешествия по Сиккиму. Этот штат Индии зачарует Вас уникальностью культуры и природных ландшафтов, только здесь Вы сможете насладиться первозданной картиной совершенства и нетронутой чистоты. Большое количество законодательных актов, принятых на государственном уровне, направлены на защиту и сохранение такой хрупкой экосистемы этого гималайского государства. Здесь запрещен выпас домашних животных на лесных угодьях. Строжайше запрещено использование не поддающихся биохимическому разложению продуктов. Существует также запрет на курение в общественных местах. Сикким – это не просто самое красивое место в мире, но и самое чистое и безопасное. В этом штате достаточно высокий уровень жизни, по сравнению с другими штатами Индии. Местной денежной единицей, как и во всей Индии считается индийская рупия. Среди животных, национальным символом в Сиккиме считается Красная панда, среди птиц – кровавый фазан. Из деревьев наиболее почитаем рододендрон, его разновидность здесь насчитывает более тридцати шести видов. Среди цветов – благородная орхидея.
Чтобы лучше понять Сикким, надо как можно глубже заглянуть в его историю.
История Сиккима
История Сиккима – это не просто факты, мифы и легенды, своими корнями уходящие во времена античности. Это живая поэма и сказочный эпос находящийся вне времени и пространства. И только благодаря этой многогранной, почти нереальной истории мы имеем сегодня возможность наслаждаться уникальными памятниками архитектуры и культуры, можем задавать вопросы и находить на них ответы именно здесь, в Сиккиме.
История Сиккима, дошедшая до сегодняшних дней, начинается где-то на рубеже XIII века. В те времена территория страны была населена племенами лепча, которые иммигрировали с холмов Ассама. Это были миролюбивые племена, занимающиеся сельским хозяйством и поклоняющиеся духам стихии. До сих пор на территории современного Сиккима проживает около 18% населения национальности лепча. Тибетцы начали переселяться в Сикким в XV-XVI веках в силу разных причин. Большой наплыв тибетских переселенцев, вынуждает лепча перебираться в отдаленные районы Сиккима. Если в Тибете ветвь «Желтых Шапок» Гелугпа (к которой относится Далай Лама) стала правящей, то в Сиккиме «Красные Шапки», а точнее направление Нингмапа сохраняла контроль в политической жизни до тех пор, пока княжество не стало частью Индии.
В 1642 году, Далай Лама из Лхасы благословил и назначил Пегчу Намгьяла первым королем Сиккима. Именно с его именем связана консолидация страны и распространение буддизма. В это время страна включала в себя территории, принадлежащие ей сегодня, а также часть восточного Непала, долину Чумби (Тибет). Долину Ха (Бутан) и часть Террая, включая Дарджилинг и Калимпонг.
Во время правления четвертого короля Сиккима, где-то между 1717 и 1734 годами, происходит война с соседним государством - Бутан, после которой Сикким утратил значительную часть территорий. В 1886 году англичане объявляют о своем протекторате над территорией Сиккима и начинают проводить политику, согласно которой значительно упрощается переселение непальцев. В результате этого, тибетская часть населения значительно сократилась, а непальцы составляют около 75% населения. В 1975 году, согласно результатов референдума, большинством голосов было решено о вступлении Сиккима в состав Индии. На сегодня Сикким является стратегическим форпостом Индии на Гималаях. И поэтому здесь сосредоточены значительные силы индийской армии. Именно из-за этого, как мы уже говорили выше, туристы обязаны получить необходимые разрешения для посещения Сиккима.
Религии Сиккима
О религиях древних народов, которые заселяли территорию современного Сиккима известно не много. Однако, предполагается, что они верили в богиню-мать, трехликого бога-скотовода, некоторые виды духов растительного и животного мира. Среди святых животных особое место занимает бык. По всей вероятности, существовал и культ воды, воздуха, земли, природных явлений, одним словом всего того, что окружало древних людей. Поэтому, вполне естественным будет предположение, что изначально они исповедовали религию Бон. То есть, наделяли необъяснимые и неподвластные им явления магической высшей силой. Согласно этой религии духи были повсюду. Одни могли скрываться глубоко под землей, другие парили высоко в небе. Духи населяли озера и горы, скалы и пещеры. Согласно верованиям бонцев духи джиги были защитниками занимаемых территорий. Духи пещер и скал – цан – были похожи на гномов-проказников. Дух нижнего мира – сабдаг – был мрачным и ужасающим, он преследовал и наказывал тех, кто копал землю, тем нарушая его покой. Духи делились на враждебных демонов дре и на добродетелей и защитников – лха. Между добрыми и злыми духами постоянно шла борьба. И человеку нужно было очень постараться, чтобы использовать противостояние этих сил себе во благо.
Человеку постоянно нужно было задабривать духов, принося ему жертвы и оказывая почитание. Например, кочевнику, собирающемуся преодолеть горный перевал, нужно было с религиозной целью соорудить ступу (конусообразное строение) из камней и с благоговением обходить вокруг него, оказывая тем самым почтение духу гор. Оборудуя стойбище, тот же кочевник, должен был принести в жертву какое-нибудь домашнее животное. И так далее.
Не смотря на великое разнообразие духов, демонов и богов, среди бонцев наиболее могущественными и почитаемыми были Белый Бог Неба, Черная Богиня Земли, Красный Тигр и Неистовый Дракон. Следует отметить, что в религии Бон женских божеств по количеству было больше чем мужских. Это было естественно. Так как культ Богини-матери, основанный на матриархате, был довольно силен в те далекие времена. Особый интерес также вызывал и Синий Бог Неба. Его еще описывали как Неизменное Небо. Его появление связано с представлениями древних людей о небе, как о чем-то незыблемом. Синее небо символизировало постоянство, и было в идеале той обителью, которой каждый бонец стремился достигнуть. Небо олицетворяло материнское начало, лоно, источник и конечный пункт земного бытия. Среди множества похоронных обрядов бонцев, наиболее предпочтительным считался имеющий название «небесное погребение», в ходе которого, по представлениям древних бонцев, человек возвращался на небо. Небесный Наставник почитался в религии Бон как Верховное божество. Значительно позже он стал отождествляться с великим богом-йогином буддизма Махаяны – Самантабхадрой. Это позднее божество очень часто фигурирует в пантеоне школы ньигма. Тесная связь этой школы с религией Бон не вызывает никакого сомнения. По своей структуре боннские мероприятия были довольно сложными. Кроме «произнесения заклинаний», в них входили также различные ритуалы, танцы и все это сопровождалось жертвоприношением. Специальные священнослужители были обязательными участниками подобных мероприятий. Даже не давая обета безбрачия, священники Бон вели довольно затворническую жизнь. Они жили в полном одиночестве в чащобе джунглей или высоко в горах. Их прическа состояла из копны спутанных нестриженных волос. Боннские священники никогда не объединялись в религиозную организацию. Любые организации претили духу Бон. Священники постоянно жили среди мирян и исполняли просьбы обычных людей. За исключением ведения религиозной практики, ничем другим они не отличались от мирян.
Исполняя ритуал, боннский священник надевал высокий ритуальный колпак черного цвета, украшением которой были перья павлина или петуха. В некоторых случаях использовалась диадема, состоящая из костей человеческих черепов, которую венчали пара скрещенных «молний» (вишваваджра). В руках священник держал небольшой двойной барабан (даммару). Каждая секция этого ритуального музыкального инструмента была стилизована под человеческий череп. Этот барабан был основным инструментом мага, а его звук вдохновлял и вызывал священный трепет. Боннский священник мог быть одновременно магом и некромантом, шаманом и волшебником. Он мог привлечь к человеку внимание божества-покровителя и защитить людей от произвола злых духов. Среди функций, выполняемых священнослужителями, было и предсказывание будущего, и излечение недугов, и управление погодой, и сопровождение душ умерших в безопасные места потустороннего мира. Некоторые из них занимались исключительно пением заклинаний и специализировались на музыкальном и вокальном исполнении религиозных служб. От магии в те времена зависели все людские дела. Начиная с сельскохозяйственных работ и заканчивая свадьбами. Поэтому священнослужители Бон были в особом почете.
Кроме всех прочих атрибутов, боннские священники использовали знак свастики, как магическое орудие, обладающее огромной силой. Это слово используется также в качестве титула основателя религии. Свастика – санскр. «эмблема счастья». Ее появление окутано тайной. Свастику также называют греческим крестом и она символизирует движение небесных тел вокруг Большой Медведицы. Согласно другим утверждениям – свастика символизирует солнце. Это подтверждается фактом ее наличия в тех местах, где культ солнца был наиболее распространен.
Четкое изображение знака свастики можно рассмотреть на древних предметах, найденных в долине Инда. В индийской традиции знак свастики символизирует рождение огня из перекрещенных прутьев арат. Говоря о свастике в религиозных традициях разных регионов, необходимо отметить одну особенность. В традиции Бон она «вращается» справа налево, то есть является левосторонней, в отличие от правосторонней свастики буддизма, символизирующей процесс «вращения» слева направо. Такая уж была отличительная особенность у религии Бон. Согласно этой религии многие вещи производятся в обратном порядке. Здесь принято обходить ступы, начиная обход с левой стороны. Вращать ритуальные барабаны в обратную сторону и произносить мантры наоборот.
Рассказывая о религии Бон необходимо упомянуть и о жертвоприношениях, которые были важной частью боннских ритуалов. В жертву приносили животных и птиц. Их убивали в честь разных богов и духов. Но в доисторический период в жертву приносились даже люди. Уже гораздо позже человеческие жертвоприношения были заменены фигурками из теста. Обряд жертвоприношения сопровождался суровым предупреждением для простых людей: «Если вы осмелитесь нарушить заключенное соглашение, то будете разрублены и выброшены, как эти животные, приносимые в жертву! Поэтому будьте едиными в своих помыслах и преданы богам небесным и земным, чтобы они могли увидеть ваши чистые помыслы!»
Боннские жертвоприношения сопровождались ритуальными танцами и магическими представлениями, наполненные драматическими событиями из истории, которые позже перешли в буддизм. Особое танцевальное представление, дошедшее до наших дней под названием цам, исполнялось специально обученными монахами. Надевая соответствующие маски, монахи перевоплощались в богов и духов. Эта мистическая мистерия сопровождала ритуал подношения торма. Главной целью цама было изгнание злых духов и обеспечение благоденствий. Танцевальная мистерия – это лишь небольшая часть ритуала. Популярная повсюду в буддийских Гималаях, мистический танец цам является ярким наследием религии Бон.
Более поздние религии Сиккима, дошедшие до наших дней – индуизм и буддизм – являются наследием Ведийской культуры. Индуизм берет свое начало из Вед. Именно Веды становятся первыми и главными священными книгами индуизма. Древний индуизм несколько отличался от современного. Но, все же, это разные стадии одной религии. Индуисты верили не в одного бога, а почитали многих. Главными среди них были бог огня Агни, грозный бог воды Варуна, бог-помощник и хранитель всего Митра, а также бог богов, великий разрушитель – шестирукий Шива. Его образ идентичен древнеиндийскому богу – покровителю скота. Представление о Шиве является непосредственным доказательством влияния культуры местного населения на верования пришельцев ариев. Наравне с богами почитались Веды, язык санскрит и брахманы, как хранители культуры и священных знаний. Брахманов считали живыми богами.
Примерно в VI в. до н.э. в Индии появляется новая религия, которой суждено было стать мировой. Ее название произошло в честь первого ее сторонника - Будды, что означает «просвещенный». Буддизм не несет веры в богов, не признает ничего материального, существующего в этом мире. Единственный святой, достойный поклонения – сам Будда. В биографии Будды отражается судьба реального человека, завуалированная мифами и легендами. Со временем домыслы почти полностью затмили реальную историческую фигуру основателя буддизма. Место рождения Будды Гаутамы находится в Лумбини, это на нынешней территории Непала. Согласно своей основе, буддизм не является религией. В отличие от ислама или христианства, это в первую очередь практическое Учение. Эти Учения не налагают каких-либо обязанностей и обязательств, они всего лишь показывают один из возможных путей постижения Жизни. Долгое время в буддизме не было храмов, священников и монахов. Но на сегодня, почти все «направления» буддизма имеют свои монашеские ордена, члены которых выступают для людей просветителями и священниками. Изначально буддизмом было провозглашено равенство всех живущих на земле. Будущее каждого человека зависит только от его собственного правильного поведения в обществе. Буддизм очень быстро распространился в Индии. В II в. до н.э. буддизм принял император Ашока. Наиболее ранними памятниками, которые содержат обрывочные сведения о самой жизни Будды и судьбе его учения, как раз и являются надписи-эдикты, которые были выбиты на каменных плитах по приказу индийского царя Ашоки. Благодаря этим записям, ученные пришли к выводу, что Будда жил между 560 и 480 гг. до н.э. Но в начале нашей эры буддизм в Индии уступил место индуизму и стал распространяться в более восточных странах и только на севере Индии, именно на территории нынешнего Сиккима.
В отличие от других мировых религий, индуизм не является религией, объединяющей различные культуры, его источником и сердцем остается Индия.
Монастыри Сиккима
Вообще, практически все монастыри на территории Сиккима, принадлежат к течению буддизма Нингмапа и именуются буддистами Гомпа, что в переводе собственно означает «уединенное место». Согласно теории буддизма, именно изоляция от внешнего мира способствует медитации, а значит более полному познанию духовности. По этой причине практически все монастыри находятся в отдаленных и труднодоступных районах. По традиции, монастырь должен располагаться таким образом, чтобы он освещался первыми лучами восходящего солнца, поэтому, как правило, гомпы находятся на вершинах живописных холмов. Традиционно монастырь состоит из собственно Храма, называемого лакханг, или в переводе Дом Божий, внутреннего двора, используемого в качестве «актового зала», и внешнего круга построек, предназначенных для проживания монахов и хозяйственных целей. Такие комплексы являются не только культовыми сооружениями, но и духовными школами.
По словам Николая Константиновича Рериха, знаменитого художника, путешественника и исследователя Гималайских гор и народов, населяющих их предгорья, большинство монастырей Сиккима связано с теми или иными реликвиями и древними традициями. Здесь жил Падма Самбхава (VIII – IX вв.), основатель школы «красных шапок»; через тысячу двести лет после Будды он вновь приблизил к людям учение Благословенного. Там учитель медитировал на скале, и считалось, что если скала давала новые трещины, то окрестная жизнь уклоняется от праведного пути. По этим местам проходил, направляясь на Тибет, индийский проповедник буддизма Аттиша (982 – 1054), возглашавший учение Калачакры. «Здесь Обитель Риши. Здесь звучала священная флейта Кришны. Здесь гремел голос Благословенного Гаутамы Будды. Здесь находятся истоки Вед. Здесь жили Пандавы. Отсюда Гесэр-хан. Отсюда Ариаварта. Здесь находится Шамбала», — записано в «Гималайском дневнике» художника.
Монастырь Пемаяндзе является официальным средоточием религии Сиккима. Возле монастыря все еще можно обнаружить развалины древнего дворца махараджи. Но, гораздо более значимым в духовном плане является лежащая в одном переходе от Пемаяндзе старая обитель Ташидинг, которая входит в приход большего монастыря Пемайанцзе. Монастырь расположен на вершине горы Белый Камень. Гора возвышается посредине долины и и со всех сторон омывается двумя реками. Подступы к монастырю очень трудны. В одной из пещер, недалеко от монастыря жил Падма Самбхава. Восточная легенда гласит, что «некий гигант вздумал строить проход на Тибет и пытался проникнуть в Священную Страну. Тогда поднялся Благой Учитель, возвысился ростом и поразил дерзкого попытчика. Так уничтожен был гигант. И теперь в пещере стоит изображение Падма Самбхавы, а за ним каменная дверь. Знают, что Учитель скрыл за дверью священные тайны для будущего, но сроки им ещё не пришли». Именно Ташидинг является местом паломничества для тибетцев из окружающих стран. А в отношении сиккимцев, то каждый хотел бы умереть и быть кремированным именно в этом месте. Ведь согласно каноническим верованиям, Гуру Падма Самбхава однажды вновь появится здесь, и благословит людей.
Самые древние монастыри Сиккима — Дубди, Санга Челлинг, Далинг и Роблинг. Храм Дубди основан на Священной горе у озера, на месте, где жил Падма Самбхава и откуда он пришёл в древний монастырь Санга Челлинг. Там до сих пор хранится «камень, освящённый благословением основателя. Когда чиста жизнь монастыря, прочен и камень. Всякая грязь жизни заставляет камень трескаться».
В Гумском монастыре, расположенном на границе Индии с Непалом, воздвигнуто гигантское изображение Майтрейи, Грядущего Спасителя и Правителя человечества. Владыка Майтрейя сидит на троне со спущенными ногами — это знак, что время его пришествия близко и он готовится сойти с трона. Монастырь был основан в конце XIX века монгольским учёным ламой, пришедшим сюда из далёкой Монголии, чтобы возвестить о скором пришествии Владыки Майтрейи.
Но и кроме монастырей, с их богатой историей, в Сиккиме есть много достопримечательностей, с которыми также не мешало бы познакомится, путешествуя по этому индийскому штату.
Природа Сиккима
Итак, если Вам всего милей красота первозданной природы, то Вам, несомненно, следует посетить озеро Аритар, что возле Rhenock. Это всего лишь в трех часах езды от Гангтока. Там можно остановиться на несколько дней и пожить в мирной обстановке частного курорта, ночуя в настоящей хижине. Здесь Вам предложат катание на лодках, по водной глади горных озер. Вы сможете ближе познакомиться с образом жизни сельского населения, а также посетить монастыри Лингсай и Манкхим. А ночь, проведенная в британских бунгало, постороенных в позапрошлом веке (1895 год), расположенных в нескольких километрах вниз от озера, подарит Вам незабываемые впечатления.
Не менее потрясающие виды Вы сможете отснять, посетив местные водопады, что находятся вдоль Национального шоссе, ведущего в Северный Сикким.
В 4 км от Гангтока, на пути к Ранке, находится целый парковый комплекс Ban Jhakri Falls. Он расположен в прекрасной долине, утопающей в зелени, и занимает более двух гектаров территории. Особенностью этого парка является высочайшая энергетика, обусловленная множеством традиционных памятников культуры. Тщательно продуманные тропинки, словно созданы для пеших прогулок. Эти маршруты позволяют любоваться прекрасными видами, как природных, так и рукотворных элементов парка. В парке разрешена ловля форели.
Еще одним интересным природным явлением, достойным посещения, есть комплекс из двух горячих источников Боранг и Раланг. Тут расположен бальнеологический курорт, пользующийся популярностью, как у местных жителей, так и у туристов.
Поблизости монастыря Румтек находится ботанический сад, в котором представлено множество видов растений, как традиционных для этой местности, так и экзотических.
Очень интересным с познавательной точки зрения является местный филиал ремесленной фабрики, здесь изготовляются тканные шерстяные ковры, с национальными мотивами, одеяла, шали и много других сувениров, выполненных в колоритном этностиле.
В восьми километрах от Гангтока находится Гималайский зоологический парк, площадью в 205 гектаров. Животные обитают здесь, как в просторных вольерах, так и в естественной среде. По пути в Юксум можно посетить двойные водопады. Грандиозное зрелище двух потоков воды, поражает своей мощной красотой и непередаваемой своеобразностью. В 32 км от Гангтока находится водопад, имеющий романтическое название «Семь сестер». Это природное чудо стоит увидеть, а еще лучше запечатлеть на фото. Тем более, что поблизости имеется удобная обзорная площадка, на которой Вы сможете не только отснять, все, что Вам приглянется, но и отдохнуть, а, заодно, и перекусить в небольшом уютном кафе, предлагающем различные блюда национальной кухни.
В двух часах езды от столицы штата находится деревня Пастанга. Она расположена на высоте 1425 м и предназначена специально для ознакомления туристов с традиционным бытом и ремеслами местного населения. То есть, является своеобразным музеем под открытым небом. В 38 км от Гангтока можно также полюбоваться высокогорном озером Тсомго, что на местном наречии означает «источник воды». Озеро постоянно наполняется ледниковой водой. Эта кристальная жемчужина в зависимости от сезона меняет свой облик. Зимой это пустынная заснеженная местность, а в конце весны – берега поражают буйством красок и растений. Озеро Тсомго считается священным, а в старину монахи по цвету и состоянию воды предсказывали будущее. Одиночные посещения иностранцев тут строжайше запрещены (только в группе более двух человек, по предварительной заявке). Так, что будьте готовы к тому, что Вам придется искать себе попутчика, а может и не одного. Еще одно высокогорное озеро расположено в 190 км от Гангтока. Оно находится на высоте более 5000 м. Вода в этом озере имеет своеобразный молочный оттенок в течение всего года. Существует легенда, связанная с этим водоемом – когда Гуру Падмасамбхава проходил мимо, возвращаясь из Тибета, местные жители пожаловались ему, что когда озеро замерзает, у них нет источника воды. Великий Учитель, по преданию, погрузил руку в воду и с тех пор часть озера не замерзает даже в лютые морозы.
Ну и, естественно, одной из наиболее красочных природных достопримечательностей края, заслуживающих внимания туристов, есть Ямтханг или Долина Цветов. Она находится в 148 км от столицы и является настоящим раем для истинных ценителей прекрасного. Кроме множества полевых цветов, способных поразить любого натуралиста, только в этом месте растут 24 вида рододендрона. Эти деревья цветут с апреля по конец мая. Это непередаваемое словесному описанию зрелище в розовом тумане надо увидеть только самому.
Интересной транспортной особенностью столицы штата является канатная дорога. Пассажирские кабины, вместимостью 24 человека, поднимают желающих от центрального рынка до самой высокой точки города всего за 7 минут. Находясь в кабине можно насладиться потрясающими видами, открывающимися с высоты птичьего полета.
Кроме природных чудес Сикким может поразить путешественника и рукотворными. Неизгладимое впечатление на любого туриста произведет комплекс статуй на холмах Самдруптсэ и Солопонхок. На первом холме, название которого можно перевести как «исполняющий желание», находится грандиозная статуя Гуру Падмасамбхава, покрытая золотом, высотой более 40 м. На втором холме возводится статуя бога Шивы, такого же размера. По замыслу архитекторов эти две великолепные статуи будут обращены ликами друг к другу и аура любви, сострадания, мира и гармонии, многократно увеличенная, будет исходить от этого магического места. Уже сейчас комплекс выглядит потрясающе, а после завершения строительства, он станет крупнейшим буддистско - индуистским центром.
Праздники Сиккима
В завершение стоит упомянуть об имеющих место традиционных праздниках и фестивалях, характерных для этого многонационального штата. Может для просвещенного знатока русская транскрипция названий праздников покажется, в некоторых словах, неправильной, однако согласитесь, что каждый язык имеет свои фонетические особенности, полноценно отобразить которые наш «великий и могучий» не в состоянии. Но, тем не менее, мы же не лингвисты, а просто хотим дать представление о этническо-духовных традициях.
Сакева – один из самых значимых для коренных сиккимцев праздников, отмечается ежегодно в месяце байсак (по народному календарю). Начинается в день полнолуния и длится девять дней. Праздник этот приурочен поклонению Матери-земле, и все церемонии, проводимые служителями, посвящены именно этому аспекту. В празднике принимает участие практически все сообщество пуджа.
Мга Пуджа – важный праздник для молодых людей, он предполагает познание и укрепление внутреннего самосознания. Символизирует укрепление союза человека и окружающего мира.
Дассайи – традиционный непальский фестиваль, приуроченный поклонению богине Дурга. Обычно приходится на октябрь.
Туогхар – отмечается после Дассаи. Приурочен к дате возвращения индуистского бога Рамы в свою столицу после победы над Раваной в кровавой битве при Ланки. Народностью пуджа в этот же день отмечается Лакшми Пуджа – уникальный праздник огней. Еще одной особенностью Туогхара есть традиционная молитва сестер за процветание и удачу в жизни своих братьев. (Так что, поучаствовав в празднике и Вы, уважаемые путешественницы сможете вознести молитву за своих родных).
Магхей Саккранти – общеиндийский праздник происходит в январе и празднуется три дня. Является одним из наиболее значимых для индуистов. В эти дни у слияния рек проходят ярмарки и ритуалы, которые действительно стоит увидеть.
В начале года, в марте, отмечается Чайти Дассан (Рам Навами) – религиозный праздник, посвященный дню рождения Рамы.
Сонам Лосунг – празднование нового года (по календарю Бхутиа), проводится с 1 по 8 день 10-го месяца тибетского лунного календаря, когда закончен сезон уборки урожая. Фестиваль продолжается 15 дней и характерен красочными ритуалами, призывающими мир и процветание в следующем году.
Тамму Локар – один из наиболее традиционных фестивалей общины гуркхов. Приходится на 30 декабря. Является общественным праздником (в смысле, что празднуется как в кругу семьи, так и целой общиной).
Сонам Локар – важный праздник для народности таманг. Припадает на январь-феврвль, знаменует наступление весны. Как и другие общины, таманг отмечают свой праздник с большим рвением и красочностью. В зависимости от конкретных местных традиций длится от пяти до пятнадцати дней.
Тибетский новый год – Лосар отмечается в первый день первого месяца тибетского лунного календаря, что в европейском исчислении приходится на февраль-март.
Таковы основные праздники пестрого Сиккимского сообщества. Кроме них существует множество не столь значимых дат. А еще есть официальные «светские» мероприятия, но это лучше уточнять с «привязкой» по дате поездки.
Из них наиболее интересными и заслуживающими Вашего внимания, пожалуй, будут фестивали цветов, проходящий в марте в столице и фестиваль национальной культуры. Последний проводится в начале мая в Западном Сиккиме, а именно в деревушке Бермиок и имеет полное название «Фестиваль традиционной культуры и культурного наследия». Еще один туристический фестиваль, который привлекает внимание путешественников экстрималов, проходит в конце марта - начале апреля в окрестностях Лампокхари. В программе фестиваля конные прогулки, стрельба из лука, катание на лодках, а также состязание по альпинизму и парапланеризму.
В декабре в столице штата можно насладиться широчайшей экспозицией продуктов, выращенных в этой местности и традиционных блюд национальной кухни. Практически в это же время с 12 по 14 декабря, в городе Манган, что в Северном департаменте проходит грандиозный музыкальный фестиваль. Это шоу на открытом воздухе в обрамлении горных пейзажей, производит поистине завораживающее впечатление.
А вообще, будь Вы хоть трижды европеец и урбанист, глубоко верующий человек или абсолютно не верящий ни во что, но хотя бы раз в жизни Вам необходимо приехать в Сиккм. Прикоснуться к истокам, величайших религий мира, ощутить энергетику этой земли, где органично сплелись «природные» верования бон и высокодуховные составляющие буддизма и индуизма.
И немного - про Танец Черной Короны.
Выше мы уже вскользь упоминали о ритуальном танце буддистских лам – Танце Черной Короны, который проводится в королевском дворце Цук Ла Канг во время празднования тибетского нового года. Но среди впечатляющей многоликости и разнообразия мистических феерий, сопровождающих Вас в Сиккиме на каждом шагу, все же, Танец Черной Короны занимает свое особое место в самобытной культуре не только этого индийского штата, но и всей тысячелетней истории Буддизма, как религии. Поэтому, об этом танце нам хочется рассказать более подробно. И начнем мы, пожалуй, с истории возникновения, как самой Черной Короны, так и, собственно, танца, посвященной ей. Итак, Черная Корона, является важнейшим символом и отличительным признаком Кармапы – Ламы и история ее возникновения уходит своими корнями во времена глубокой старины, как, впрочем, и вся история Сиккима. Кармапа – Лама возглавляет школу Кагью тибетского буддизма и именно Корона обозначает его силу и могущество, приносящие благо всем существам, живущим на земле. Кармапы являются держателями Черной Короны, поэтому их еще иногда называют Ламой в Черной Короне. Корона символизирует исконную мудрость и первооснову всего сущего, и ее можно увидеть только в «тонком мире» (так иногда называется исследователями духовности «реальность» где всякая эмоционально-духовная энергия имеет визуальный образ, не видимый в «обычном», физическом мире). Не только Кармапа – Лама имеет подобный отличительный знак. Подобную корону, Красную Корону, носят Тай Ситупа Ринпоче, Гошир Гьялцаб Ринпоче. Также Красную Корону носит Шамарпа.
Легенда, дошедшая до наших дней, гласит, что в своей предыдущей жизни, то есть, в прошлый эон, будучи реализованным йогином, Кармапа, на пути Бодхисаттвы, достиг восьмого уровня (бхуми). В это время 100000 дакинь, так в те времена назывались божества женского пола, сплели из своих волос корону и поднесли ее Кармапе, в знак признания его реализации как просветленного мастера медитации и преклонения перед его духовным величием и достижениями. Дюсум Кхъенпа, I Кармапа, был признан эманацией того йоги, которому дакини поднесли корону. Его появление было предсказано историческим Буддой Шакъямуни в Самадхираджа Сутре. Дословно это предсказание звучит примерно так: «Бодхисаттва с львиным рыком появится. Он будет использовать силу и мощь, которые он обрел в глубокой медитации, чтобы приносить пользу бесчисленным существам. Видя или слушая его, прикасаясь к нему или думая о нем, они будут приведены к счастью».
Но Черная Корона имеет не только мистическую, но и физическую историю своего происхождения. Так как, Кармапы, традиционно были учителями сменяющих друг друга императоров династии Мин, то и физическое возникновение короны связано именно с императором их этой династии. Один из таких китайских императоров Юнг Ло, благодаря своей преданности и духовной реализации, был способен воспринимать своего Учителя Кармапу в форме самбхогакайи Ваджрадхары. И однажды, встретив V Кармапу Дешин Шегпа, император Юнг Ло увидел на его голове черную корону. Кармапа объяснил императору, что только благодаря эманациям энергии мудрости и другим наивысшим совершенствам, тот смог увидеть «Ваджарную Корону», которая всегда находится над головой Кармапы, но не всем дано ее увидеть. И тогда Юнг Ло предложил создать физическую копию короны, чтобы и его подданные могли ее видеть и получать благословение короны.
Здесь хочется немного подробнее рассказать о том, как выглядит сама корона и что именно она собой олицетворяет. Черная Корона сделана в виде шапки. И цвет этой короны не черный, как следовало бы из названия, а темно-синий. Этот цвет олицетворяет собой неизменную природу реальности, дхармату. Согласно религии, исповедуемой буддистами, реализация просветления также неизменна, как пространство и эта основа-пространство представлена темно-синим цветом. Корона имеет три вершины. Эти вершины Ваджарной Короны, одна в середине и несколько выше и две по бокам, представляют естественное присутствие трех кай: дхармакаи, самбхогокаи и нирманакаи. Центральная вершина короны и украшение на ней олицетворяет собой высоту мудрости и Владыку Мандалы в учениях Ваджраяны. Она также символизирует непревзойденную силу мудрости Будды. Драгоценные камни, находящиеся под центральной вершиной визуализируют Солнце и Луну. И являются символами двух мудростей Будды: мудрость знания вещей, как они есть и мудрость знания всего количества вещей. Эти знания приобретаются через постижение дхармакаи. Две боковые вершины, расположенные справа и слева от центральной, украшены красивыми облаками, и символизируют бесконечный и беспристрастный поток мудрости и сострадания, которые являются постоянными спутниками деяний будд и бодхисатв десятого уровня на благо всех живых существ. Вообще, десятый уровень пути бодхисатвы также называется «Облако Дхармы».
Ну вот, Черную Корону мы себе представили, а теперь вернемся к истории. Как только корона, инкрустированная драгоценными камнями и увенчанная огромным рубином, была готова, V Кармапа инициировал проведение ритуальной Церемонии Черной Кроны. Которая впоследствии исполнялась всеми последующими инкарнациями Кармапы, вплоть до XVI Кармапы, Рангджунга Ригпе Дордже.
Церемония Черной Короны представляет собой многочасовое действие. И начинается все с медитации Кармапы. Готовясь к церемонии, Кармапа медитирует, чтобы стать неотделимым от Авалокитешвары, Будды Сострадания. В это время производится подношение мандалы, за которым следует семичасовая молитва. Это производится для накопления положительных результатов для всей последующей церемонии. Затем Кармапа возлагает корону себе на голову и повторяя мантру «Ом Мани Падме Хум», передает благословение каждому участнику церемонии. И каждый воспринимает ее в той мере, в которой он способен ее принять. Пророчество гласит, что тот, кто просто увидит Черную Корону на церемонии, станет Бодхисаттвой 1-го бхуми в течении трех жизней. Это одна из причин, по которой Черная Корона так важна для школы Кагью. И, скорее всего, поэтому, тысячи тибетцев спешат в преддверии нового года попасть в королевский дворец Цук Ла Канг и стать зрителем, а, по возможности, и участником магического Танца Черной Короны.
Но на этом история Черной Короны не заканчивается. В начале 60-х годов прошлого века, XVI Кармапа привез Черную Корону и другие ценные реликвии ветви Кагью в монастырь Румтек, который, как мы уже знаем, находится в индийском штате Сикким. Там они хранились монахами и находились в безопасности до 1993 года, вплоть до смерти XVI Кармапы. После его смерти в школе Кагью последовал раскол. Как это обычно бывает, в монастыре между сторонниками двух претендентов на титул Кармапы возник конфликт, который и привел к расколу. Бытует мнение, что с того времени множество ценных предметов бесследно исчезли из монастыря Цук Ла Канг. В 2004 году, 5 июля, Верховный суд Индии вынес окончательное решение о передаче монастыря Румтек в Благотворительный доверительный фонд. Этот фонд является основным источником средств для поддержки Тхайе Дордже. Именно он является одним из кандидатов на титул XVII Кармапы. С этого момента составляется опись ценностей, находящихся в монастыре. Но о местонахождении и сохранности Черной Короны на данный момент, ничего не известно. Хотя всегда надо надеяться на лучшее.