2

Работаем 24х7:

Телефон, Вацап, Телеграм:
+ 91 94 1909 7049 (Индия) 

email: [email protected]

Контактная информация и специальные предложения. Кликните, чтобы развернуть.
Главная Статьи Занскар: Информация, фотографии и статьи про Королевство Занскар. Барышни Занскара, и всякие другие мысли про фотографию и базовые ценности культур.
Календарь фототуров и туров
957 USD
1 377 USD

Йога-тур в Занскар

26.06 — 7.07.2024 (12 дней/11 ночей)
982 USD
1124 USD
1178 USD

Долина Спити

5.08 — 18.08.2024 (14 дней)
830 USD

Тибет Озерный Рекламный

17.08 — 26.08.2024 (10 дней)
1 014 USD
592 USD

Рекламник по Индии

4.09 — 14.09.2024 (10 дней / 09 ночей)
865 USD

Осень в Занскаре

7.09 — 17.09.2024 (11 дней)
1134 USD

Невероятные Гималаи

16.11 — 25.11.2024 (10 дней)
837 USD
1382 USD

Оракулы Северной Индии

25.01 — 6.02.2025 (13 дней)
1100 USD

Зимние Мистерии в Ладакхе

7.02 — 16.02.2025 (10 дней)
1157 USD

Голубые Горы

20.02 — 5.03.2025 (14 дней)

— А где я могу найти кого-нибудь нормального?
— Нигде, — ответил Кот, — нормальных не бывает. Ведь все такие разные и непохожие. И это, по-моему, нормально.

Льюис Кэрролл

Мы в соцсетях

Жизнь - как Удивительное Путешествие.

Барышни Занскара, и всякие другие мысли про фотографию и базовые ценности культур.

26.08.2014
Автор — Илона Крыжановская

Немного фотографий барышень из Занскара и размышлений по поводу фотографирования таких портретов и субкультуральных ценностей различных культур.

Барышни Занскара, и всякие другие мысли про фотографию и базовые ценности культур.

Вспоминать карту земного шара и нанесенные на нее государства я начала ближе к 2-м часам ночи. Т.е. я вполне себе спокойно укладывалась спать, когда вдруг все-таки захотелось убедиться, что с географией у меня все в порядке, это я просто места себе не нахожу особо на нашей планете). С утра очень внимательно разглядывали вышеупомянутую карту, по случаю скаченную из интернета и пришли к выводу, что для зимнего проживания в общем-то самые ближние страны из имеющихся и главное - желаемых, это Мадагаскар. Все остальное - сильно дальше.
Дело в том, что зима приближается, холодает, на ближайших горах начинает сыпать-ложиться фреш-снег. Очень красиво и туманы вокруг вершин выглядят потрясающе, но - прохладно. Вчера покупала новые теплые одеяла - упорно во всех магазинах спрашивала: а есть ли пуховые-натуральные? Нету. Пришлось ограничиться шерстью и котоном теплым. Ладно, выживем).
К чему я это: существуют культуры, с которыми резонируешь по природе - не надо подстраиваться, не надо перестраиваться, не надо закрываться, не надо наращивать энергоблоки защитные внутри тела. Встретиться с такой культурой - это счастье, подарок. Это не означает, что культура изо всех сил хорошая и самая правильная, нет, тут другое - это культура просто резонансная, естественная, наиболее комфортная для организма. Вот в такой культуре и стоит жить, естественная среда обитания, в биоценоз вписываешься моментально.
Я не могу сказать, что тут в Ладакхе только сплошь и рядом одни хорошие люди, неа) - слово "хороший" - это ни о чем. Люди - разные, как и везде. Вот вчера, например, объясняла водителю такси, на котором катались по Леху и окрестностям, что клянчить мелочь у меня только потому что ему показалось, что я из Европы - занятие пакостное, и что он здоровый молодой мужик - работай-не хочу. А позавчера в очереди за тандырными лепешками поинтересовалась у мусульманинина - чего он вперед-то лезет, что всерьез считает, что у него времени больше? или он чем-то лучше меня? Продавец-пекарь на это хихикнул, а мусульманин пошел искать конец очереди). Разные люди тут бывают, но у самой культуры есть громадные для меня достоинства - открытость и не-агрессивность. Тут все у всех на лицах написано). Тут даже если и пытаются врать, то не очень получается - лица выдают, неприспособленны тела, выросшие здесь для лжи: открытая Сахасрара и гуляют потоки по всему организму, блоков практически никаких. 
Так вот про тетенек из деревни Бардан, Занскар, неподалеку от Падума.

Барышень этих занскаровских мы встретили в Бардан Гонпе, тут нам повезло - в тот день в Бардан Гонпе большой праздник справлялся: один из жителей деревни Бардан купил в Непале очень старые и дорогие тханки и подарил их монастырю. По этому поводу в монастыре происходила большая пуджа и следующий за пуджей праздник, народу собралось много по занскаровским меркам. Пуджу вел сам Ринпоче из Бутана, он на фестиваль в Сани Гонпу приезжал и эту пуджу провел по случаю.
Естественно из ближайшей к монастырю деревни Бардан стеклись все местные матроны в лучших своих нарядах-украшениях. Я, когда вошла в гонпу и увидела всю эту красоту - обомлела от такого везения: бабушки собрались, старенькие совсем, хорошенькие, веселые, задиристые. Таких лиц и энергий с каждым годом остается все меньше и меньше: старые уходят, а на смену им уже никого такого и нет, мир - меняется, и даже удаленный, заоблачный Занскар меняется очень быстро, непоправимо быстро для этих мест. 
Бабушек этих надо видеть, находиться рядом с ними надо, чтобы понимать о чем речь: живые они, очень живые и бесконечно любопытные - стереотипов восприятия там мало, бабушки легко идут на контакт - им действительно все любопытно и интересно, разговоришься - в моем случае через переводчика, или уже совсем о простых вещах - так начинают расспрашивать: и сколько лет, и как я тут живу, и за волосы потрогают-пощупают, и обсмотрят-пообспрашивают всю с головы до ног. Меня этот живой интерес очень подкупает - нет в нем ни барьеров восприятия, ни выставленных границ, ни попыток сравнения с эталонами, принятыми здесь - одно бесконечное любопытство.

У меня в этом плане идея-фикс - хоть как-то оставить отпечаток этой постепенно, медленно, но - уходящей культуры, пусть хотя бы в фотографиях. Мне нравится - не, другое - тут потребность фотографировать этих бабушек и возвращать фотографии в семьи: чтобы тут память оставалась, чтобы оставались эти энергоэталоны - в них сила, огромная сила этой земли именно в людях, в женщинах в первую очередь.
Я понимаю, что фото - не панацея, но - все одно - останется, будет напоминать.
От жанровой фотосъемки я почти отказалась - не то. Вот усадить такую бабушку на хорошем фоне, с хорошим светом, поговорить спокойно до этого, чая попить, печеньки погрызть, украшения потом вытащить, чтобы бабушка сама покрасоваться захотела, развернулась, глазами заблестела, вот это да - хочется. Тогда и фотографии другие получаются совсем - настоящие, живые).

А тут еще и барышни всех возрастов собрались - не поездка, а сплошной подарок).

В общем, хватаю Правеша и иду знакомиться к барышням: объясняй, говорю Правешу, что я тут почти локал, в Лехе живу, хочу-не могу их фотографировать, распечатаю все, привезу-отдам. Безусловно, отдам - потому как отдам уже в деревне, а там и фон повешу, и свет поставлю, и уже нормально-спокойно с разговорами фотографировать буду).
Правеш тетенькам помоложе это на хинди излагает, старшенькие барышни на хинди практически не говорят - не поймут его. Совсем молодые девочки уже немного на ангийском говорят, но - совсем немного. В общем по цепочке все это передается, а я тем временем с фотоаппаратом пристраиваюсь).

Они меня стесняются, я - их. Незнакомы еще). Да и праздник в Сани Гонпе только вчера завершился, слишком много туристов с фотоаппаратами, слишком много фотографирования со всех сторон. Мне очень нравится как некоторые барышни помоложе на меня реагируют: потихоньку вроде бы волосы подбирают, украшения проверяют - так ли весят? выпремляют спину и лицо удобно так к камере, а взляд куда-нибудь в сторону - вот я готова. А мне глаза нужны, летящие в объектив, я без их глаз не могу - во взгляде сила-то, жду. Потом тихонечко зову: Амали?) Она стремительно так глазами на меня и опять в сторону, быстро-быстро, этот взгляд надо успеть поймать), очень живой такой взгляд, в нем много эмоций, весело всем - поймаю или нет? Играемся.
Но так не все: кто-то спокойно садится перед объективом и очень спокойно, медленная энергия во взляде, текучая - смотрит на меня: неторопливо, очень открыто. Тут уже я стесняться начинаю - я бы так и не смогла, наверное.
Потом барышни начинают собираться парами-кучками, с подругами, детьми, уже другое фотографирование начинается - уже можно сажать ближе-дальше друг к другу, поправлять самой волосы, воротничок-складочку расправить, чуть голову правильно наклонить, дистанции все меньше, я сама перестаю стесняться, мы в общем поле.
В таких полях-состояниях очень хорошо и возвращаться из них совершенно не хочется, и это одна из причин почему я стараюсь сама фотографировать не на турах, а в свободное от работы время - слишком разные пространства, не хочется смешивать), просто наблюдаю за происходящим по большей части - это тоже очень интересное занятие).

В общем немного пофотографировались, немного, но вполне достаточно, чтобы вернуться.
Возможно, даже этой осенью завезу фотографии - мы в Лехе печатать научились на большом принтере-плоттере: правда только глянцевые портреты, но качество уже радует, а мне все одно - больше матовые нравятся.
Но праздник шел своим чередом, свет становился все более резким, да и с ламами Бардан Гонпы хотелось встретиться-поговорить.
В общем - вот некоторые из тех портретов на празднике.

А вечером печалька вышла: сижу в кафе за столиком, обед заказали, мальчишек жду - они с водителями машины проверяют перед дорогой, туристов много за соседними столиками, отовсюду чего-то слышится - речь-на самых разных языках-смех-гомон, но я вроде как в пасьянс на телефоне уткнулась - чего-то там раскладываю, мыслями в прошедшем дне. И среди всего этого внешнего шума на общем фоне выделяется в какой-то момент беседа о занскаровских женщинах: что, мол, они и страшные такие,и необразованные, и одежда грязная, и вообще некамильфо всяческое.... Тихонечко кошусь в сторону говорящих: европейские женщины не самого стройного телосложения, косметика, ну и т.д. - в общем все по евростандартам.
Не хорошо, не плохо - но в этих условиях им точно не выжить.
Задумалась: очень разное восприятие. Вот смотрю я на старенькую бабульку занскаровскую, которая, навесив на себя традиционные украшения, а они, кстати, прилично весят-то - бирюза и корралы, а за спину заодно - младшего внука или внучку, на высоте под 4000 м вверх по склону топочет к гонпе по дороге с подружкой-ровестницей о чем-нибудь щебечет). Обратишься к такой Амали, она тобой вся заинтересуется, языка общего нет, но беседа все одно - сложится). Доберутся Амали до гонпы, на земле удобно рассядутся, из сумки термос-печеньки-лепешки местные достанет, переделятся всем между всеми, довольны, счастливы - на лицах улыбки, открытые лица, глаза - светятся). Бабушки к контакту - готовы).
Или барышни ладакхски и занскаровские в национальных головных уборах - с толстой такой полосой из камней бирюзы. Я как-то такой головной убор померила, совсем настоящий традиционный он до 17 кг весит). Скажу честно - держать шею и осанку с непривычке в такой шапочке очень непросто. А они - не замечают этой тяжести, надо мной смеются-веселятся). Пару лет назад всерьез читала о ладакхских украшениях - все они глубоко функциональны, но - не суть, может быть, когда-нибудь и об этом поговорить захочется.
Суть в другом: любое путешествие - это расширение границ. 
И тут - в свете всего услышанного мною в тот вечер в кафешке - у меня возникает вполне уместный для меня вопрос: почему у этих "страшных" и "необразованных") тетенек из Занскара так легко и беспечно двигаются границы восприятия?)

Продолжаем с Максом рассматривать карту мира с размышлением - в какое бы комфортное место перебраться, когда здесь совсем похолодает?))))) Макс говорит, что из ближайших точек - на Мадагаскаре люди примерно такие же как здесь. По энерго) и прочей общей доброжелательности-открытости).

Из размышлений на ту же тему: это все вопросы не категории "хорошо-плохо", культуры разные и у каждой есть свои ценности и заморочки. Но вот тут в высокогорье просто реально не выжить, если не будешь открытым и доброжелательным, очень уж условия со всех сторон суровые) и всего настолько немного, что этим немногим проще делиться, а не делить).
Как-то так пока.
Посмотрим).

Все фотографии кликабельны до большего размера для разглядывания).

Я хочу найти
Найти
язык:
русский