Рене Небески-Войковиц (нем. René Nebesky-Wojkowitz; 29 июня 1923, Velké Hoštice, Чешская Силезия — 9 июня 1959, Вена) — австрийский и чешский тибетолог и этнолог.
В течение многих лет Рене Небески-Войковиц путешествовал в гималайском регионе. Он опубликовал ряд крупных основополагающих работ по тибетской народной религии и культу гор. В 1958 году он стал научным сотрудником Этнологического музея в Вене, где хранится его значительная коллекция тибетских артефактов и рукописей.
Уникальная рукопись Небески-Войткович на русском языке любезно предоставлена Сергеем Панчешным, большая благодарность.
Скачать рукопись можно по ссылке.
Отрывок из книги:
Танцы бон.
Наше знание о ранних тибетских верованиях пока ещё слишком ограничено для того, чтобы сказать наверняка, исполнялись ли в действительности священные танцы типа чама в Тибете до того, как буддизм стал главной религией этой страны.Несмотря на то,что элементы,типичные для веры добуддистского Тибета,различимы в ламаистских танцах наших дней, трудно сказать, были ли эти компоненты уже частью священных танцев, которые могли практиковаться в Тибете до прихода буддизма, или они появились только в последнее время.
В наши дни религиозные танцы регулярно проводятся также в монастырях бон. Однако кажется слишком невероятным, что они представляют более или менее оргинальную форму тибетских добуддистских религиозных танцев, которые существовали в действительности.Мы можем скорее предположить, что бонские танцы наших дней- как значительная часть бонского ритуала- испытали сильное влияние ламской традиции, или даже, возможно, были созданы по примеру буддистских.
До сих пор только очень немногие доклады о танцах бон имеются в наличии.Согласно моим тибетским информаторам, священники бон Phus mo sgang в долине Чумби исполняют зимой танец мечей, который должен обеспечивать удачу в добыче медикаментов, необходимых для производства медицинских пилюль.Схожее течение стадий танца в монастырях Нейчунг и Пей-линг-миао, где главный танцор сам находится в трансе и делает пророчество, касающееся событий грядущего года. Другой танец проводится священниками долины Чумби летом.Как и в ламском чаме, движения танцоров сопровождаются музыкой цимбал и больших труб,а также ударами маленького сладкозвучного гонга.
Бакот видел танец бон в деревне Патонг на юго-восточной границе Тибета.Знакомые нам по его описанию, которое, к сожалению, ограничивается только 10.некоторыми основными замечаниями, сакральные танцы местных священников бон исполнялись ежегодно около середины 12-го лунного месяца и длились три дня.Они кажутся похожими на ламский чам. Священники были наряжены в богатые одежды, их лица закрывали маски.Некоторые из танцоров носили демонические кинжалы (phur pa).
Также и атзары, характерные шуты ламских танцев, появлялись в чаме этой бонской общины.
Другие данные о бонских танцах также были записаны Ли Ан-Че.
Согласно этому автору, бонское учреждение sTeng chen dgon в районе Дерге (sDe dge) проводит на 28-й и 29-й день 12-го тибетского месяца танец “ для подавления зла”.
Цель этого танца, следовательно, совпадает с целью новогодних чамов, которые имеют место в то же время в многочисленных буддийских учреждениях по всему Тибету и в соседних ламаистских регионах.
Танцоры, появляющиеся в этом чаме, как предпологается, представляют свирепое бонское божество и его слуг.
Танец такого же рода проводится на 28-й и 29-й день десятого месяца,в то время как на 10-й день четвёртого месяца священники бон вышеупомянутого sTeng chen dgon представляют в танце триаду божеств, известных сокращённо как “великий бог,отец и сыновья,эти трое” (lHa chen yab sras gsum).
Перечень танцоров, появляющихся в чаме, исполняемом в храме бон Дунгчи провинции Амдо, был опубликован Херманнсом.
Этот бонский чам носит имя rMa brgyud tshogs ‘chams drug,”шесть танцев множества ‘rMa (b)rgyud”.Здесь можно дать короткий анализ имён, описанных в этом перечне.
Центральная фигура этого танца-горный бог rMa chen spom ra(или,в соответствии с бонским источником, rMa gnyan spom ra, также известный как rMa rgyal spom ra, sPom chen spom ra,и т.д.),персонификация горной цепи Амне Мачен, простирающейся к югу от Куку Нор.
rMa chen spom ra-горный бог, почитаемый как буддистами,т ак и бонцами. Его представлению в танце есть поразительная параллель с чамом, исполняемым ежегодно в Гангтоке (sGang tog), столице Сиккима,в честь горного бога mDzod lnga stag rtse.Данное выше выражение rma brgyud (вероятно, более точно rma brgyud)-по-видимому ссылка на 360 братьев-божеств (rma rigs gsum brgya drug cu),которые составляют свиту rMa chen spom ra.
Его спутники в танце-четыре божества с головами животных (такие, как фигуры, носящие головы дикого яка [‘brong],дракона [‘brug],льва [seng ge] и гаруды [khyung]),различные типы жертвователей (двое “малых” и двое “,больших подателей жертв” [mchod ‘bul chung ba, mchod ‘bul che ba] и один “отсекатель”.
Другие участники танца-четыре танцора-скелета,чей танец является одной из главных особенностей ламаистских чамов, Повелитель Смерти вместе с его шакти (gShin rje yab yum gnyis),планетарный бог Рахула, который, подобно двум предшествующим божествам, является фигурой, заимствованной из индо- буддистского пантеона, и, наконец,”великий rgyal po демон с хрустальными доспехами”(rGyal chen shel khrab can).
Судя по сходству имён, последнее упомянутое божество может быть также и горным богом. Два выражения в списке неясны: bdud lha mo gnyis (которое может быть сокращением от bdud kyi lha mo gnyis, ”две богини класса bdud ”,или же может означать “дьявол- bdud и богиня, эти двое”), и bang gza’ gnyis, термин, ссылающийся на два планетарных божества.