8

Работаем 24х7:

Телефон, Вацап, Телеграм:
+ 91 94 1909 7049 (Индия) 

email: [email protected]

Контактная информация и специальные предложения. Кликните, чтобы развернуть.
Google, найди мне
Главная Библиотека Композиция в фотографии. Перспектива в фотографии Фотография как ... Гармония и единство фотоснимка. Часть 3.
Календарь фототуров и туров
1100 $

Зимние Мистерии в Ладакхе

7.02 — 16.02.2025 (10 дней)
1287 $

Невероятная Индия

5.03 — 16.03.2025 (12 дней/11 ночей)
1100 $

Май в Ладакхе

1.05 — 10.05.2025 (10 дней)
1200 USD
1742 USD
1450 $

Долина Спити

2.08 — 15.08.2025 (14 дней)
1414 $
1000 $

Тибет Озерный-2

17.08 — 26.08.2025 (10 дней)
1000 $

Быть ребенком — значит учиться жить, быть взрослым — учиться умирать.

Стивен Кинг

Мы в соцсетях

Жизнь - как Удивительное Путешествие.

Фотография как ... Гармония и единство фотоснимка. Часть 3.
Александр Лапин

Фотография как ... Гармония и единство фотоснимка. Часть 3.

Библиотека Проекта ФотоТур

 


ГАРМОНИЯ И УДИНСТВО ФОТОСНИМКА В ФОТОГРАФИИ.
«Гармония (греч. Harmonia) - связь, созвучие, соразмерность.
1) стройная согласованность частей одного целого,
2) в архитектуре и в изобразительных искусствах - согласованное и соразмерное сочетание всех элементов художественного произведения».
Словарь иностранных слов.


ЕДИНСТВО ПОДОБНЫХ И КОНТРАСТНЫХ ФОРМ В ФОТОГРАФИИ. ОСНОВЫ КОМПОЗИИ В ФОТОГРАФИИ.
Если мы хотим соединить в одной рамке две подобные по форме, но разные по размеру фигуры (причем соедине-
ние это должно быть устойчивым), мы воспользуемся принципом равновесия.
В результате можно говорить об определенной завершенности компоновки. Две
фигуры теперь существуют не сами по себе, они как бы образуют одно целое, доста-
точно согласующееся и непротиворечивое. Ни одна из фигур не нуждается в измене-
нии положения, размера или тона, то есть фигуры однозначно закреплены и приобре-
тают смысл именно в таком сочетании. Меньший размер круга компенсируется его
тоном, он серый или черный, чем и уравновешивает большой белый круг (илл.
215). Конфликт несоответствия размеров (отсутствия симметрии) устранен, наша
компоновка приобрела устойчивость, определенность.
Если же фигуры контрастны по форме, одного равновесия мало, конфликт
между ними слишком велик.
Уже указывалось, что равновесие - только первый шаг к примирению конфликт-
ных, контрастных фигур в одной рамке. Равновесие обеспечивает устойчивость такого
объединения, однако не приводит его к единству. Уравновешенная компоновка из двух
или нескольких контрастных по форме, размеру, тону, цвету или направлению фигур
согласована только по одному показателю - зрительному весу, важности, но сами
фигуры при этом могут оставаться совершенно чужими, их ничего не связывает. Та-
кая компоновка выглядит как насильное, случайное их объединение (илл. 216).
Однако стоит только по-другому ориентировать треугольник, положение сразу
изменится. Теперь конфликт стал значительно меньшим, объединение двух фигур
выглядит более мотивированным (илл. 217). Иначе говоря, квадрат и треугольник
приобрели некое единство. Единство проявляется в согласованности фигур, то
есть формы их остаются конфликтными, но в деталях они в чем-то схожи, подоб-
ны. Появляются связи между ними, в нашем случае это параллельность стороны
квадрата и треугольника и симметрия по горизонтальной оси.
Следовательно, единство возможно как для подобных, так и для контрастных
форм, иначе художник не смог бы объединить в картине большое и малое, округлое
и острое, вертикальное и горизонтальное, светлое и темное.
Для достижения целостности два резко контрастирующих начала должны иметь
связующие элементы, иначе компоновка распадается.
Если теперь сблизить квадрат и треугольник и сделать равными их параллельные
стороны, единство усиливается, взаимодействие между ними настолько сильное, что
они буквально притягиваются друг к другу, стремятся соединиться (илл. 218). И
это действительно так, соединившись, квадрат и треугольник образуют единую
фигуру более простой формы (илл. 219).
Это соответствует основному закону зрительного восприятия, на котором основа-
на гештальтпсихология: «...любая стимулирующая (зрительная -А, Л.) модель вос-
принимается таким образом, что результирующая структура будет, насколько это
позволяют данные условия, наиболее простой» (Р. Арнхейм, 4-65).
Группирование фигур на основании подобия, связи между ними уменьшает в це-
лом количество независимо воспринимаемых элементов в ансамбле, что также со-
ответствует принципу простоты. Простота проявляется или в конфигурации объеди-
ненной формы, или в осмысленности объединения. Фрагменты изображения мы
объединяем в целые группы, что значительно упрощает восприятие.
Высшее проявление единства - это буквальное, физическое объединение двух
фигур в одно целое или же стремление их к такому объединению.
* * *
Теперь мы поступим по-другому, будем не объединять, а разъединять форму на
две части. Нужно сказать, что сопротивление формы при этом настолько сильное,
что поначалу у нас просто ничего не получится. Например, две половинки круга
просто невозможно разделить. Если разрезать круг и раздвинуть половинки на неболь-
шое расстояние, поначалу они сопротивляются такому разделению сильнейшим образом,
круг остается кругом, а белая разделительная контрформа (испытывающая большое давле-
ние зрительных сил и потому очень сжатая и белая) выглядит как белая полоска, наклеенная
на круг, но отнюдь не как пустое пространство между двумя его половинами (илл. 220).
И только при дальнейшем увеличении промежутка половинки начинают ощущать се-
бя самостоятельными формами, и круг окончательно разрушается как целое (илл. 221).
При еще большем увеличении промежутка половинки перестают притягиваться и
полностью успокаиваются (илл. 222).
То же самое происходит с прямоугольником и, надо думать, со всякой целостной
формой при попытке разделить ее на части. Следует упомянуть, что притяжение
максимальное, если линия раздела достаточно гладкая (илл. 223, 224).
Вместе с тем возможны и случаи, когда фигуры испытывают сильное влече-
ние друг к другу при строго определенном расстоянии между ними, причем
согласованность между фигурами теряется при буквальном их соединении
(илл. 225 - 228).
А иногда даже подобные фигуры никак не хотят соединяться, хотя имеют одну па-
раллельную сторону. Это значит, что форма при их слиянии не станет более простой,
фигуры как будто сопротивляются такому объединению (илл. 229 - 231).
Из трех пар кругов, изображенных на рисунке, только одна средняя пара как будто притягива-
ется друг к другу (илл. 232 - 234 и 235 - 237).
Как мы видим, круги притягиваются только в том случае, когда реальная разница их размеров не слишком
мала, но и не слишком велика. Но тогда можно предположить, что зрительный контраст между подобными
фигурами при определенном отношении их размеров становится средством соединения, единства, а не
различия между ними. Когда контраст слишком мал или слишком велик, он не читается, то есть не рабо-
тает. Иначе говоря, контраст в бытовом понимании (слон и муравей) и зрительный контраст значитель-
но отличаются.
Критерий объединения разных по размеру фигур, такое согласованное отношение их размеров мы назовем
соразмерностью. Таким образом, мы получаем новый тип связей - связи соразмерных фигур.
Как видно из рисунка (илл. 238), связи соразмерности не так сильны, как связи подобия по
размеру. Мы получили не три группы из двух фигур, а две по три.
Не следует путать соразмерность и соизмеримость.
Соизмеримость (напомним, это критерий объединения нескольких подобных фигур в группу) - более широкое
понятие, фигуры, равные или близкие по размеру будут соизмеримы, но не соразмерны.
Вместе с тем соразмерность не может быть выражена точным числом - отношением размеров или площадей
фигур, количество фигур, соразмерных данной, достаточно велико, хотя и ограничено по размеру сверху и снизу.
И, наконец, фигуры могут обладать единством на большом удалении друг от друга (илл. 239).
Два маленьких треугольника - единство формы, размера*, геометрическое подобие. Два черных круга -
единство тона.
Большой треугольник и квадрат - единство размера и параллельность одной стороны, прямой
угол. Все три Единство, размера не означает  равенство, этосоизмеримость двух фигур.

 

Я хочу найти
Найти
язык:
русский