2

Работаем 24х7:

8 968 007 74 47 (Россия)

WhatsApp, Вацап:
+ 91 95 96 796 372 (Индия) 

Вайбер:

+ 38 093 690 25 52 (Украина)

email: contact@phototour.pro

skype: il-il-il

Контактная информация и специальные предложения. Кликните, чтобы развернуть.
Главная Статьи Тибетский Буддизм: жизнь и путешествия в культуре Тибетского буддизма. Буддийская мистерия Карча Густор, день второй, 15 июля, 2015 года. Часть 3: Джамсаран, Шава.
Календарь фототуров и туров
1790 Евро

Фототур в Марокко

4.04 — 17.04.2020 (14 дней)
807 USD

Земля Шамбалы

4.06 — 13.06.2020 (10 дней)
946 USD

Тибет Озерный-1

30.06 — 9.07.2020 (10 дней)
1292 USD
694 USD

Тибет Озерный Рекламный

1.09 — 10.09.2020 (10 дней)
974 USD

Легенды Тибета: Занскар

19.09 — 30.09.2020 (12 дней)
1680 Евро

Фототур по Марокко

17.10 — 28.10.2020 (12 дней)
1134 USD

Невероятные Гималаи-1

1.11 — 10.11.2020 (10 дней)
1000 USD

Невероятные Гималаи-2

11.11 — 20.11.2020 (10 дней)
1057 USD

Голубые Горы

28.11 — 11.12.2020 (14 дней)

Никогда не знаешь, что придет завтра — следующее утро или следующая жизнь.

Тибетская мудрость
Жизнь - как Удивительное Путешествие.

Буддийская мистерия Карча Густор, день второй, 15 июля, 2015 года. Часть 3: Джамсаран, Шава.

14.06.2016
Автор — Илона Крыжановская, Максим Савченко

Продолжение.
Второй день, часть 3: Джамсаран, Шава - Оба-Двое: Олень и Як, сыновья Хашин Хана, Белые Старцы.
После Жертвоприношения в этот день Танец Цам лился во Времени и Пространстве буквально как по маслу - скользил, летел, происходил, распространялся, заполняя-охватывая собой все.

Буддийская мистерия Карча Густор, день второй, 15 июля, 2015 года. Часть 3: Джамсаран, Шава.

Вот тут впервые появляются Маски, которых не было в первый день:
ярко-красная принадлежит Джамсарану - Красному Махакале, о нем чуточку позже - после видео.
Кто второй персонаж - коричнево-красная Маска, я не не знаю:
ламы, к которым я через интернет обращалась с этим вопросом говорят, что это Танец Бёгдзе - так в тибетском языке называют Красного Махакалу.
Возможно, это два Джамсарана, очень часто Махакалы танцуют именно парами.
Но - почему разного цвета Маски?
На этот вопрос ответа у меня пока нет, дожидаюсь фототура в Занскар в июле этого года, надеюсь получить ответ у лам буддийского монастыря Карча Гонпа.
Обе Маски новые, выполнены занскаровским ламой-художникам по мотивам старых Масок.
Старые Маски, а им далеко за 500 лет, находятся в главной гонпе монастыря.
И, все-таки, вопрос с цветом Масок покоя не дает.

Смотрим?

Немного комментариев-размышлений:
Первое: Обратите внимание - Танец Цам происходит сегодня невероятно легко, буквально летят-кружатся события, фигуры танцоров, закручивается Время - это очень сильно ощущалось на площадке.
Погода тоже в тот день невероятно менялась-подстраивалась:
жесткое утреннее солнце постепенно укрылось-запряталось в облака, но свинца на небе не было, нет - мрачные, тяжелые тучи опускались-скапливались над монастырем.
Вот реально казалось, что весь окружающий мир участвует в мистерии.

Второе: вот тут уж действительно не знаю-не уверена - насколько правильны мои мысли, но они таки есть и их хочется озвучить.
Танец Цам действительно складывается-происходит из мелочей.
Меня моментами сильно смущает то, насколько присутствующие европейцы не вписываются в мистерию.
Не все, но большинство.
Хотя  казалось бы: уже если приехали в эту глухомань и с фотоаппаратами, то как-то должны понимать где находятся и в чем участвуют.
Неа.
маленький проходной эпизод в самом начале видео, когда Бегзде спускаются по лестнице.
Кстати, обратили внимание, что лестница очень крутая - ступеньки высокие?
Это действительно так: по этой лестнице и без Масок тяжеловато спускаться, ступени настолько высоки, что нога как проваливается.
У меня вообще восторг вызывает как ламы в тяжелых костюмах и масках танцуя сходят по ступеням, это действительно потрясающе.
Но, вернемся к эпизоду:
в самом начале, когда Джамсараны спускаются по лестнице, на площадке еще царит суматоха - не все расселись, и там совсем эпизодик - вверх по ступенькам поднимаются две молодых женщины - занскари и европейская барышня.
Занскари, приблизившись к Джамсарану, склоняет голову, кланяется, и чуть дальше - мимо них проходит европейка.
Обратите внимание, как она проходит.
Ну, я все понимаю, необычно, непривычно, жарко в конце-концов.
Но прямо перед ней занскари склонила голову перед Ламами, и я не могу понять - почему бы европейке хотя бы чисто формально не повторить этот жест.
Вот все-таки действо.
Меня это всерьез удивляет.
Мне кажется, что находится на мистерии стоит вежливо, с бОльшим уважением к происходящему - мы тут сильно в гостях, у очень древней культуры, уже хотя бы из этих соображений.
Не знаю, не мне судить - ламы достаточно спокойно относятся к тому, как европейцы себя ведут на мистериях.
Но как-то это очень не здОрово, имхо.

Третье: Обратите внимание Шава - Олень и Як сегодня совсем молоденькие ламы, ну это по росту и рисунку движений видно.
Обожаю этот Танец - самый заводной и самый яркий в любой мистерии.
Кстати, вот так крутятся и прыгают Олень и Як на высоте порядка 3 800 метров над уровнем моря).

И возвращаемся к Джамсаранам.

Маска Джамсарана, Красного Махакалы, Танец Цам в Занскаре. Буддийские туры в Занскар.

Немного информации:
Джамсаран, Бекцзе, или Бекцзе Чамсин (санскрит - Прана-атма, монгольский язык - Бегдзе или Джамсаран), т.е. одетый в кольчугу, на тханках изображается в окружении десяти мясников (спутники Бекцзе, обычно их 12-ть, но бывают танки и с 10-ю и с 8-ю). 
На иконографию Джамсарана, возможно, оказал влияние образ китайского бога войны Гуань-Ди.
По легендам, Джамсаран был сыном медноволосого якшаса. Он жил в море из человеческой и лошадиной крови - на четырёхугольной медной горе.
Происхождение Джамсарана неясно: возможно, первоначально это - добуддийское, причём не тибетское (возможно - индуистское или монгольское) божество.
Джамсаран ассоциируется с Куберой и Гесером, который иногда считается одним из его воплощений.

В поднятой правой руке Бексзе держит меч, рукоятью которому служит скорпион, в левой руке Джамсарана – легкие и сердце врага веры, под мышкой он прижимает бунчук с трезубцем, лук и стрелу.
С плеч Бекцзе Чамсина свисает ожерелье из отрубленных человеческих голов.
По другим версиям у него корона с изображением черепов.
Он попирает ногами человека и зеленую лошадь.
Черты его лица искажены гневом, три его глаза пылают ненавистью ко всем врагам Учения, рот оскален.
Его лицо и одежды красного цвета (поэтому он имеет монгольское имя  "Улаан Сахиус" — «красный хранитель»), желто-красные волосы, пламенеющие брови и усы.
Местом обитания Джамсарана является море из крови.
По обеим сторонам бога едут его спутники: божество в доспехах (генерал) верхом на сером волке, грызущем грешника, и дакини (сестра Джамсарана) верхом на медведе, стоящем на грешнике.
По краям – восемь краснотелых демонов смерти - мясников, терзающих грешников.
На некоторых картинах эта свита вырастает многократно, превращая Джамсарана во владыку мира смерти.
За его спиной в этом случае вырастает дворец, сделанный из человеческих костей.

Бурятская танка Бёгдзе, Джамсаран, Красный Махакала, 19 век.

Одна из легенд о Джамсаране повествует о двух братьях, старший из которых был приверженцем Дхармы, а младший – нет.
На все уговоры старшего младший отвечал отказом, но в конце концов сказал, что если его брат станет буддой, то он станет защитником веры.
Спустя многие перерождения старший стал Шакьямуни, а младший родился у медноволосого якшаса из красного кораллового яйца, которое Шива (по другой версии – Хаягрива) разбил своим трезубцем.
Бог родился в полном доспехе и при оружии. Шива спросил его, кто он такой, и он назвал себя воплощением речи Ямантаки.
По другой легенде он был королём демонов, но в 1577 году был укрощен Его Святейшеством Далай Ламой и перешел на сторону дхармы, сохранив свои свойства и став гневным Божеством.
В эпосе хоринцев Джамсаран упомянут в числе демонов, побежденных Гэсэром.
В других версиях мифа Гэсэр сам является воплощением Джамсарана.

Облик Джамсарана присутствует и на одной из картин Николая Рериха: "Дордже дерзнувший", 1925 год.
Возможно, воинственный Джамсаран на картине стал для Рериха прообразом Махакалы.
Художник пишет его в виде сфинкса или змеи с головой, пылающей красным огнем.
Согласно легендам, змий согбенный воплощает зло.
Свирепая личина с тремя выпученными глазами, свиным рылом, раскрытой пастью, с венцом из пяти черепов исполнена в традиционном духе и подобна изображению Махакалы из собрания Музея антропологии и этнографии Санкт-Петербурга.
Устрашающим божествам по канону предписан синий цвет, ну а этот – с пламенной короной, пурпурный. И горы вокруг тоже стали красными и пурпурными, словно раскаленная адским огнем медь.
Неподвижный силуэт Дордже уравновешивает напряженный динамизм полотна.
Герой должен укротить гневное божество.
В руках у него колокольчик и магический кинжал – ритуальные предметы-охранители. С их помощью он вплотную приблизился к испепеляющему своим жаром гиганту и усмиряет его агрессивную сущность.
Картина во многом отражает еще добуддийские верования Тибета, в которых были сильны элементы шаманизма и языческих представлений.

Картина Николая Рериха "Дордже дерзнувший".

Больше фотографий со всторого дня мистерии Карча Густор можно посмотреть здесь:
Мистерия Карша Густор, 15 июля 2015 года.

Занскар: Танец Цам в Карча Гонпе, Джамаран. Фототур по Занскару, июль 2015 года.

Буддийская мистерия Карча Густор, Маски Джамсарана, июль 2015 года.  Туры по Занскару.

И еще, обратите, пожалуйста внимание, на самое окончание ролика - там появляются два Белых Старца, в одеждах мирян и в Масках, с чайником в руках - один  из них, они спускаются по лестнице.
Увидели?

Немного о Белом Старце.
Белый Старец (на монгольском -Цагаан өвгөн, по калмыцки - Цаһан өвгн, бурятский - Сагаан үбгэн) - в Тибете хранитель жизни и долголетия, один из символов плодородия и благоденствия в буддийском пантеоне.
Другие традиционные эпитеты Белого старца — Старый Владыка (по монгольски -  Хөгшин богд), Белый старец Вселенной (по монгольски - Дэлхийн цагаан өвгөн).
Белый Старец (Цагаана Эбугена) - глава духов земли, хранитель местности, а также населяющих ее людей и животных.
Атрибутами Цагаана Эбугена являются жезл с головой дракона, чётки и книга - свиток, свидетельствующая о принадлежности к ряду божеств, введенных в буддийскую иконографию. 

В буддийских монастырях изображение Белого Старца обычно ставят перед входом в храм, а на алтарях он занимает нижайшее место.
Среди бурят Белый Старец часто отождествлялся с православным Николаем Угодником:
Все без исключения тункинские монголо-буряты, как шаманисты, так и ламаисты, питают глубочайшее почтение к этому (Николаю) Святителю и называют его по-русски на свой лад: «батюша Михола», или же по-монгольски «Саган-Убукгун».

Белый Старец в числе других персонажей церемонии Танца Цам.
Его роль, пожалуй, одна из самых важных: он исполняет веселые импровизации, добродушно отвлекая на себя внимание зрителей.
Бывает так, что и специально отвлекает:
когда внимание зрителей переключено на Белого Старца на монастырской площадке происходят сакральные ритуалы, которые не рассчитаны на широкого непосвященного зрителя - могут быть по-просту опасны.
Белый Старец радует глаз и сердце собравшихся, им трудно все время удерживаться в суровой атмосфере танца, который представляет собой чрезвычайно энергетически насыщенную коллективную медитацию, дающую сильнейшее поле энергетического воздействия.
Кроме того, на Белых Старцев возложена миссия сбора пожертвований для монастыря во время буддийской церемонии с исполнением Танца Цам. Традиционно Белый Старец изображается буддийской иконографией в виде старика с длинной белой бородой, держащего в руках чётки и посох с навершием из головы макара.
Существует несколько вариантов позы Белого Старца: либо он изображается в виде отшельника, сидящего под персиковым деревом в окружении брачных пар журавлей и оленей, либо он рисуется фронтально в полный рост.
Первый вариант интересен тем, что Белый Старец держит в руках ещё и Книгу Судеб, что роднит его с китайским божеством долголетия Шоу Сином.
У бурят распространено изображение Старца, сидящего на троне.

Традиции и поверья, связанные с Белым Старцем:
1. Белый Старец — традиционный персонаж, связанный с монгольским новогодним праздником Белого месяца.
2. Белый Старец называется также Хозяином года (монг. Жилийн эзэн); так, день зимнего солнцестояния — 22 декабря — считался днём его перекочёвки.
3. Одно из поверий называет Старца покровителем сайгаков; запрещалось стрелять в сайгаков, если они стоят в куче: тогда их доит Белый Старец.
4. Гора Большое Богдо в районе озера Баскунчак была местом жертвоприношений калмыков Белому Старцу, чей образ был установлен на её вершине.
5. В Монголии обителью Старца считается гора Сонгино-Хайрхан близ Улан-Батора; образ Белого Старца, едущего на быке, составляет герб одноимённого столичного района.

Белый Старец, персонаж из тибетского буддизма.

В Ладакхе и Занскаре Белые Старцы всегда присутствуют на буддийских мистериях.

Фотографии и видео: Максим Савченко и Илона Крыжановская.

Я хочу найти
Найти