8

Контактная информация

email: contact@phototour.pro

skype: il-il-il

WhatsApp, Вацап:
+ 91 95 96 796 372 (Лех, Ладакх, Индия) 

Контактная информация и специальные предложения. Кликните, чтобы развернуть.
Календарь фототуров и туров
399/499 USD
1155 USD
821 USD

Золотое Кольцо Индии

4.11 — 16.11.2017 (13 дней/ 12 ночей)
487 / 587 USD
2212 USD

Оракулы Северной Индии

31.12 — 13.01.2018 (14 дней)
1387 USD

Голубые Горы

28.01 — 10.02.2018 (14 дней)
759 USD
1299 USD

ИНДИЯ + НЕПАЛ

21.03 — 3.04.2018 (14 дней)

Обстоятельства в той же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства.

Карл Маркс
Жизнь - как Удивительное Путешествие.
Основы буддизма
Наталия Рокотова (Е. И. Рерих)

Основы буддизма

ОСНОВЫ БУДДИЗМА

Первое издание знаменитых "Основ Буддизма", изданное в Урге (нынешний Улан-Батор), написанных Еленой Ивановной Рерих. Первоначально книга была анонимной, однако второе издание, Рига, 1940, (значительно отредактированное и дополненное) вышло под псевдонимом "Наталия Рокотова" и в дальнейшем переиздавалось под этим именем. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1926 года (издательство "Урга").

Книга "Основы буддизма", впервые вышедшая анонимно в 1927 году в Урге (Улан-Батор), переизданная в 194О г. в Риге под псевдонимом Наталия Рокотова, принадлежит перу Елены Ивановны Рерих. Здесь в сжатой форме изложены главные идеи раннего буддизма, которые затем были продолжены в Учении Живой Этики (Агни Йоги).
Предисловие
Великий Готама дал миру законченное учение жизни. Всякая попытка сделать из великого эволюционера бога приводит к нелепости.
Конечно, до Готамы был целый ряд подвижников общего блага, но учение их распылилось сотнями веков. Потому учение Готамы должно быть принято как первое учение знания законов великой материи и эволюции мира.
Современное понимание общины дает прекрасный мост от Будды до наших дней. Произносим эту формулу не для возвеличивания, не для умаления, но как факт очевидный и непреложный.
Закон бесстрашия, закон отказа от собственности, закон ценности труда, закон достоинства человеческой личности вне классов и внешних отличий, закон реального знания, закон любви на основе самопознания делают заветы Учителей непрерывной радугой радости человечества.
Построим основы буддизма в его явленных заветах. Учение простое, равное по красоте Космосу, удалит всякий намек на идола, недостойный великого Учителя народа.
Знание было ведущей тропой всех великих Учителей. Знание позволит подойти к великим учениям свободно, жизненно, как жизненно реальна сама великая материя.
Не будем вводить позднейших сложностей, кратко скажем о тех основах, которые не могут быть отрицаемы.
Радость всем народам!
Радость всем трудящимся! 

Наталья Рокотова (Е. И. Рерих)

ОСНОВЫ БУДДИЗМА
 
Предисловие дано высоким лицом буддийского мира.
    Великий Готама дал миру законченное учение коммунизма. Всякая попытка сделать из великого революционера бога приводит к нелепости.
    Конечно до Готамы был целый ряд подвижников общего блага, но учение их распылилось сотнями веков. Потому учение Готамы должно быть принято как первое учение знания законов великой материи и эволюции мира.
    Современное понимание общины дает прекрасный мост от Будды Готамы до Ленина. Произносим эту формулу не для возвеличивания, не для умаления, но как факт очевидный и непреложный.
    Закон бесстрашия, закон отказа от собственности, закон ценности труда, закон достоинства человеческой личности вне классов и внешних отличий, закон реального знания, закон любви на основе самосознания делают учителей непрерывной радугой радости человечества.
    Знаем, как ценил Ленин истинный Буддизм. Построим основы Буддизма в его явленных заветах. Учение простое, равное по красоте космосу, удалит всякий намек на идола, недостойный великого Учителя народа.
    Знание было ведущей тропой великих Учителей. Знание позволит подойти к великим учениям свободно, жизненно, как реальна сама великая материя.
    Не будем вводить позднейшие сложности, кратко скажем о тех основах, которые не могут быть отрицаемы.
    Радость всем народам! Радость всем трудящимся!
*   *   *
    В основах буддизма нельзя останавливаться на позднейших усложнениях и разветвлениях. Важно знать, что идея очищения учения всегда жива в буддийском сознании. Вскоре после смерти Учителя начались известные соборы в Раджагрихе, потом в Весали и в Патне, возвращая учение к его первоначальной простоте.
    Главные существующие школы буддизма Махаяна (Тибет, Монголия, Калмыки, Буряты, Китай, Япония, Индия) и Хинаяна (Индо-Китай, Бирма, Сиам, Цейлон, Индия). Но во всех школах одинаково помнят о качествах самого Учителя.
    Качества Будды: Муни-мудрый из рода Шакья, Шакья Синха - Шакья лев. Бхагават - Благословенный. Сатха - Учитель. Джина - Победитель. Владыка Благого Закона.
    Необыкновенно прекрасен этот приход царя в облике могучего нищего. "Идите, вы, нищие, несите спасение и благо народам". В этом напутствии Будды, в одном определении "нищие", заключена целая программа.
    Познавая учение Будды, понимаете, откуда идет утверждение буддистов: "Будда - человек". Его учение жизни - вне всяких предрассудков. Храм для него не существует, но есть место собраний и дом знаний - тибетские дуканг и цуглаканг.
    Будда отрицал существование бога. Будда отрицал существование вечной и неизменной души. Будда дал учение жизни каждого дня. Будда действенно выступил против собственности. Будда лично боролся против изуверства каст и преимущества классов. Будда утверждал опытное, достоверное знание и ценность труда. Будда заповедал изучать жизнь мира в полной его реальности. Будда положил основание общине, предвидя торжество общины мира.
    Сотни миллионов почитателей Будды распространены по всему миру и каждый из них утверждает: "Прибегаю к Будде, прибегаю к Учению, прибегаю к общине".
*   *   *
    Буддийская письменная традиция и современные нам исследования устанавливают ряд подробностей жизни Готамы Будды. Кончина Будды относится большинством к 483 г. до нашей эры. Указан возраст Учителя - около восьмидесяти лет. Известно место рождения Учителя - Капилавасту, расположенное в Непальском Терае. Известен царский род Шакья, из которого происходит Готама, покинувший царский дворец и семью около тридцати лет для подвига искания общего блага. Некоторые писатели сближают род Шакья с горными племенами, населявшими Непальский Терай.
    В биографиях великого Учителя рассказывается о четырех встречах: дряхлый старик, страждущий человек, разлагающийся труп и величавый анахорет, запечатлевшихся в уме царевича сознанием страдания и тленности всего сущего. Конечно, эти четыре встречи суть лишь состояния души, изображенные символически. Ибо в одной древнейшей биографии-поэме имеется примечание после описания третьей встречи: "Кроме царевича и его стременного, никто не видал умершего, которого переносили через дорогу".
    До сих пор четыре места в Индии вызывают паломничество почитателей учения Будды. Место рождения - Капилавасту, город этот находился в северной Индии, в предгориях Гималаев, в верховьях реки Гондаки и был разрушен еще при жизни Будды. Место озарения - Бодхи-Гая, где находилась часто упоминаемая роща Урувела, под тенью которой Готама озаренно объединил все свои достижения. Место первой проповеди - Сарнат (около Бенареса), где, по преданию, Будда пустил в ход колесо Закона, место это до сих пор хранит развалины древнейших общежитий. Место смерти - Кушинагара (Непал).
    В записках китайского путешественника Фа-Сян'а (392-414), посетившего Индию, мы встречаем описания развалин владений Капилавасту, а также и прочих почитаемых мест.
    Несмотря на эти факты, несмотря на древние колонны царя Ашоки, находятся любители сделать из Будды миф и оторвать это высокое учение от жизни. Француз Сенар в особой книге утверждал, что Будда есть "солнечный миф". Но и тут наука восстановила человеческую личность Учителя Готамы Будды. Урна с частью золы и костей Будды, найденная в Пиправе (Непальский Терай) и датированная надписью, а так же историческая урна, с частью реликвий Учителя, положенная царем Канишкой и найденная около Пешавера, свидетельствуют определенно о смерти первоучителя мировой общины Готамы Будды.
    Не нужно думать, что жизнь Готамы Будды протекала среди общего сознания и спокойствия. Наоборот, сохранились данные, указывающие на клевету и всевозможные препятствия, на которых Учитель, как истинный борец, только укреплялся, тем увеличивая значение своего подвига. Многие данные говорят о той враждебности, которую он встречал среди аскетов и браманов, ненавидевших его. Первые за порицание их изуверств, вторые за отказ признать их права на социальные преимущества и на знание истины по праву рождения. Первым он говорил:- "Если бы можно было достичь совершенства и освобождения от уз, привязывающих человека к земле только отказом от пищи и человеческих условий, то лошадь и корова давно достигли бы его".
    Вторым - "По делам человек становится парией, по делам становится браманом". "Огонь, зажженный браманом, и огонь, зажженный шудрой, одинаково имеют пламя, яркость и свет". - "К чему привела ваша отделенность? За хлебом вы идете на общий базар и цените монеты из кошеля шудры. Ваша отделенность просто называется грабежом. И священные вещи ваши просто орудия обмана. Имущество богатого брамана не есть ли поношение божественного закона? Вы считаете юг светом и север тьмою - будет время, когда приду от полуночи и ваш свет померкнет. Даже птицы летят на север, чтобы там принести миру птенцов. Даже серые гуси знают ценность имущества на земле, но браман пытается набить золотом пояс и набрать сокровища под порогом дома. Браман, ты ведешь жалкую жизнь и конец твой будет жалким! Если уйду на север, то оттуда и вернусь". (Со слов устной традиции буддистов Индии).
    Известны случаи, когда после произнесения им речей огромное большинство слушателей покинуло его и Благословенный сказал: "Зерно отделилось от мякины, оставшаяся община, сильная убеждением, учреждена. Хорошо, что эти гордецы удалились".
    Вспомним эпизод, когда его ближайший ученик и родственник Девадатта задумал сбросить обломок скалы на проходившего Учителя и даже успел повредить ему палец.
    Вспомним жестокую судьбу, постигшую его племя и родину от мстительного соседнего царя. Легенды рассказывают, что Будда с любимым учеником Анандой, находясь далеко от города в момент нападения на его страну, почувствовал жесточайшую головную боль, лег на землю, накрылся плащом, чтобы скрыть от единственного свидетеля скорбь, овладевшую его стоическим сердцем.
    Так же не был он лишен и физических страданий, часто упоминаются испытываемые им жестокие боли в спине и самая смерть его произошла от недоброкачественной пищи. Все эти подробности делают его облик истинно человеческим и близким.
*   *   *
    Слово Будда не есть имя, но означает состояние ума, достигшего высшей точки развития, в буквальном переводе - "познавший" или тот, кто обладает совершенным знанием - мудростью.
    Согласно Палийским Сутрам Будда никогда не утверждал свое всезнание, которым наделили его ученики и последователи. "Те, кто сказали тебе, Вачча, что Учитель Готама знает все, видит все, утверждает свое обладание безграничной мощью провидения и знания и говорит - хожу ли я или недвижим, бодрствую или сплю, всегда и во всем присуще мне всезнание, те люди не говорят, что я сказал - они обвиняют меня вопреки всякой истине". (Маджхима Нихая. Т. 1. стр. 482)
    Силы, которыми обладает Будда, не чудесны, ибо чудо есть нарушение законов природы. Высшая мощь Будды вполне согласуется с вечным порядком вещей. Его сверхчеловеческие способности "чудесны" постольку, поскольку деятельность человека должна казаться чудесной низшим существам. "Подвижникам, борцам истинного знания так же естественно выявлять свои необычные способности, как птице летать и рыбе плавать".
    Будда, согласно одному тексту - "Есть лишь старший из людей, отличающийся от них не более, нежели первый вылупившийся цыпленок от других цыплят одной наседки". Знание подняло его в другую категорию существ, ибо принцип дифференциации заключен в глубине сознания.
    Особенно подчеркивается человечность Готамы Будды в древнейших писаниях, где встречаются выражения: "Готама Будда - это совершеннейший из двуногих".
Google, найди мне