8

Контактная информация

email: contact@phototour.pro

skype: il-il-il

Практически всегда на связи ip-телефон:
+ 7 977 301 94 61 - Илона Крыжановская,
руководитель Проекта ФотоТур.

Контактная информация и специальные предложения. Кликните, чтобы развернуть.
Календарь фототуров и туров
890 USD

Долины Ладакх, Рупшу и Нубра

1.08 — 10.08.2017 (10 дней)
399/499 USD
1155 USD
821 USD

Золотое Кольцо Индии

4.11 — 16.11.2017 (13 дней/ 12 ночей)
487 / 587 USD
2212 USD

Оракулы Северной Индии

31.12 — 13.01.2018 (14 дней)
1387 USD

Голубые Горы

28.01 — 10.02.2018 (14 дней)
759 USD
1299 USD

ИНДИЯ + НЕПАЛ

21.03 — 3.04.2018 (14 дней)

Если вы решили действовать — закройте двери для сомнений.

Фридрих Ницше
Жизнь - как Удивительное Путешествие.
Лени Рифеншталь Leni Riefenstahl
Проект ФотоТур

Лени Рифеншталь Leni Riefenstahl

Проект ФотоТур

Господь подарил этой удивительной женщине век жизни. Точнее сто два года, за которые она успела поразить мир всеми гранями своего таланта. Её след остался в искусстве танца, кино и фотографии. Ей удалось воплотить в жизнь многие новаторские идеи, заслужить признание и славу. Впрочем, последняя, слава, сыграла с ней злую шутку, обернувшись в один миг проклятием и забвением на долгие годы.

Берта Хелена Амалия Рифеншталь увидела и пережила за  свою столетнюю жизнь очень многое. И создала не меньше. Чаще наперекор реальной действительности, но верной самой себе. Ведь её кредо «жить полной жизнью, несмотря ни на что» осталось с ней до конца.

Жизнь с тенью прошлого: биография и фотографии Лени Рифеншталь.

Лени (она же Берта Хелена Амалия) родилась в начале бурного двадцатого века 22 августа 1902 года. Её отец был успешным коммерсантом, семья жила в достатке, мать помогала дочери творчески развиваться. С пяти лет Берта посещала плавательный клуб «Русалка», гимнастический зал, училась стоять на коньках и роликах. Параллельно обучалась игре на фортепиано и всерьёз заинтересовалась театральным искусством.   Но наибольшую страсть Лени испытала к искусству танца, однажды посетив с матерью балет «Лебединое озеро».  Увлечение пластикой движений, красотой и грациозностью было столь велико, что юная девушка после окончания Кольморгенского лицея в 1918 году раз и навсегда решает посвятить себя танцу. Строгий отец категорически против этого.  Лени могла очутиться в закрытом пансионе, но она тверда в своем выборе. Сначала подаёт документы в художественное училище. Но отец всё-таки отправляет дочь в пансион, где она продолжает втайне от него искать свой путь на сцену: танцы и театр отныне её спутники.

По возвращении из пансиона Лени некоторое время работает на предприятии своего отца, изучает стенографию и бухгалтерский учёт. Но это не мешает ей по-прежнему заниматься своим любимыми танцами, к которым добавляется теннис. После нескольких выступлений на публике  она убеждается, что должна воплотить свою мечту в реальность. Мама помогает ей в этом, и вот 19-тилетняя Лени  в качестве исключения принята  в балетную школу. Обучает её балетным премудростям русская балерина Евгения Эдуардова. Упорству девушки можно позавидовать - за два года, несмотря на травмы, Лени становится одной из лучших учениц. Слава выдающейся танцовщицы, балерины уже не за горами. Лени оттачивает свое мастерство, изучает новые стили: сначала в школе Ютты Кламт учится характерному танцу, потом берет уроки в школе Мэри Вигман в Дрездене. В  21 год в Мюнхене проходит первое соло Лени как балерины. А потом ошеломляющий успех в Национальном театре и турне по Европе. Но всё меняет случай. На выступлении в Праге Лени серьёзно повредила колено, разрыв связок – и блестящая карьера танцовщицы ей уже не грозит.

Отчаиваться молодая и уверенная в себе девушка даже не думала, она просто придумала себе новую мечту. В 1924 году, уже имея собственную квартиру в Берлине и жениха – теннисиста Отто Фройцхайма, совершенно неожиданно несостоявшаяся балерина решает стать актрисой. Это случается после просмотра фильма «Гора судьбы» режиссера Арнольда Фанка. Его работа вызвала в Лени сильные эмоции, которые привели её сначала к походу в горы, а потом и к исполнителю главной роли Луису Тренкеру и самому режиссёру. Она сумела заинтересовать Фанка, и тот специально для неё придумал роль с танцевальными элементами в своём новом фильме «Священная гора». Ради своей первой роли в кино Лени не побоялась пойти на довольно редкую в те года операцию на мениске. Но всё прошло удачно – и роль танцовщицы Диотимы она заслужила по праву.

Весь киносъёмочный процесс  давался  очень тяжело всей съёмочной группе. Натурные съемки в Доломитовых Альпах, которые режиссер Фанк, бывший геолог, начал впервые использовать в кино, требовали колоссальных усилий и умений. Но Лени было не привыкать. Она самоотверженно выполняла работу альпиниста, невзирая на трудности. А когда режиссер разуверился в своём проекте и отправился домой, неунывающая Лени с камерой в руках сняла недостающие кадры, вложив в 600 метров пленки всё, что было недосказано режиссером. Фанк остался не только доволен её работой, но и был восхищён такой женщиной и вскоре уже лично начал учить Лени режиссерской и операторской работе. После выхода картины 17 декабря 1926 года в Берлине мечта Рифеншталь сбылась. Теперь она актриса и может гордиться собой. Один за другим выходят фильмы с её участием в главных ролях: «Большой прыжок», «Белый ад Пиц Палю», «Бури над Монбланом», «Белое безумие». В них мы видим отважную, красивую, очень романтичную девушку, для которой горы есть олицетворением свободы и счастья. Лени самостоятельно выполняет сложные трюки, без страховок и паники, проявляя при этом не только отличную физическую подготовку, но и бесстрашие.

Актерская карьера складывается удачно, её любят и уважают многие. Она знакома с известными режиссёрами, такими как Георг Вильгем Пабст, Абель Ганс, Вальтер Руттман. Продолжает осваивать кроме профессии актрисы и другие кинематографические роли. После посещения в 1928 году Олимпийских игр в  Санкт-Морице, Лени снимает репортажи со съёмок своих фильмов. Помогает монтировать французскую версию фильма «Белый ад Пиц Палю». Она так увлеклась всем этим, что однажды поняла – она сама в состоянии снять свой фильм, ведь она училась у профессионала Фанка.

Для своей первой киноработы в качестве ответственного за всё производство Лени выбирает ту же «горную» тему, что и Фанк. Она сама выступает режиссёром и сценаристом нового фильма, назвав его «Голубой свет». В главной роли тоже Лени, только на этот раз главными в картине будут не горы, а сама героиня. Создать образ загадочной Юнты, живущей в горах, ей помогает венгерский писатель Бела Балаш. После премьеры фильма 24 марта 1932 года в Берлине, критики не спешили его хвалить. Но картину очень хорошо приняли в Лондоне и Париже, а на венецианском бьеннале  удостоили серебряной медалью. «Голубой свет» был полон мистики, и каким-то образом, по словам самой Лени, предрёк ей судьбу. Подобно героине фильма, идеальный мир которой рухнул в одночасье и повлек за собой её гибель, с Рифеншталь случилось то же самое, после лета 1932 года она поймёт, что жить в мире иллюзий очень опасно.

Роковая встреча с одним из будущих тиранов двадцатого века Адольфом Гитлером принесёт Лени Рифеншталь славу, от которой ей так и не удастся избавиться до конца своих дней. Тогда в феврале 1932 года в берлинском Дворце спорта, честолюбивая и легкомысленная Лени, слушая оратора нацизма, и представить себе  не могла, что вскоре её восторг смениться на проклятье. А пока, воодушевлённая атмосферой политического митинга, Лени добивается аудиенции с будущим фюрером, который тоже обожал её героинь. Результат – просьба-приказ о документальном фильме. В декабре 1933 года выходит фильм «Победа веры», который демонстрирует пятый съезд национал-социалистов. И хотя его потом сняли с экранов, потому что вся верхушка СА была уничтожена, для Лени  фильм стал стартовой площадкой к будущему триумфу. Именно фильм «Триумф воли» принёс её создателю славу гениального режиссёра и стал инструментом в руках нацистов, повлекших за собой словно под гипнозом миллионы людей. С этого часа тень Гитлера будет преследовать Рифеншталь, что бы она ни делала.

А пока тандем Лени и «истинных арийцев»  давал свои  новые плоды. Сначала появляется своеобразное дополнение к «Триумфу» короткометражный «День свободы! – Наш вермахт». И хотя он не так убедителен, как первый фильм, Рифеншталь наращивает свой творческий потенциал и стаёт, по мнению многих критиков, «карманным» режиссёром Гитлера.

В 1936 году  в Берлине проходят Олимпийские игры. Конечно, Лени взялась запечатлеть такое событие  в истории, ведь она уже представляет себе, как донести людям идею о порой удивительных возможностях человека и совершенстве его тела. А достичь этого можно только в спорте, когда сила духа и воля к победе творят чудеса. Снимая фильм, который будет называться «Олимпия», Рифеншталь сама творила чудеса, создав  мировой шедевр. Путь к нему был непростой, ведь чтобы воплотить в жизнь задуманное, автор фильма и её коллеги изобрели и сумели применить массу кинотехнических новшеств. На это ушёл год подготовительных работ, почти два года монтажа, четыреста километров пленки, самоотверженный труд сплочённой команды. В 1938 году «Олимпия» была представлена на всеобщее обозрение и произвела на зрителя незабываемое впечатление. Создателям удалось совместить документальное кино с игровым, при этом были установлены стандарты спортивной съемки.

Лени Рифеншталь, Альбом"Олимпия"

«Олимпия» завоевала несколько престижных премий и вошла в десятку лучших фильмов мирового кинематографа, вознеся Лени Рифеншталь на вершину успеха. Правда, это случится чуть позже, а пока слава имела горький привкус. Получив признание и окрылённая успехом в Европе, Рифеншталь везет «Олимпию» в Америку. Идёт тридцать восьмой год, фашистская Германия расправляется с евреями. Узнав об этом, американская общественность бойкотирует картину и саму Рифеншталь. А вскоре и Британия отказывается от «Олимпии». Позже на талантливого режиссёра посыплются обвинения в умышленном сравнении спортивных состязаний и военных действий, в демонстрации превосходства арийцев, наконец, в пособничестве нацизму и служении идеям фюрера. Конечно, если бы не было такой чудовищной и кровавой войны с фашизмом, когда вера в разумное человечество рушилась на глазах, фильм обсуждался с совсем другой точки зрения. Ведь кроме блестящих технических новшеств, в нём есть глубина и преданность любимому делу, более того, там полностью отсутствует чувство ненависти. Справедливости ради, надо отметить, что и в первой части «Праздник народов», и во второй «»Праздник красоты» присутствуют прекрасно сложенные спортсмены, подобные античным атлетам и богам, разных национальностей и цвета кожи. А сам фильм посвящён Пьеру де Кубертену и  рассказывает о соревнованиях.  Вот только жаль, что яркий талант Лени был использован в целях пропаганды грязных идей.

Со временем Рифеншталь дорого заплатит за свое виденье и умение создавать фильмы, ведущие за собой толпы ослеплённых людей, уверовавших в своего мессию.  

Хочется отметить, что кроме культа красоты и здоровья, Лени больше всего ценила свободу во всём. А это совсем не совпадало с идеалами фашизма. Ей не дали снять фильм о гордой царице амазонок, разговора на политическую тему с Гитлером так и не состоялось, её друзья эмигрировали и наконец, она увидела реальную действительность. Лени так и не смогла снять ни одного кадра о боевых действиях, об ужасах войны, о крушение идеалов и миллионов искалеченных судеб. Многого она просто не знала, многое не хотела видеть и принимать. Единственный брат Лени, Хайнц, будет отправлен на русский фронт, с которого так и не вернётся. Но Лени даже не попытается противиться режиму.

Она уедет в Испанию и начнёт работу над новой картиной, далёкой от темы войны. Это будет художественный фильм «Долина» о любви танцовщицы-цыганки, коварном маркизе и отважном пастухе. Фильм выйдет в 1954 году, но успешным не станет. К тому же Рифеншталь придется ответить за насильственное привлечение цыган из лагеря Максглан.

Рифеншталь дважды предстанет перед судом и как «попутчица» фашистского режима будет на четыре года лишена свободы. Она услышит в свой адрес колкие и тяжёлые обвинения, почувствует на себе всю ненависть к нацистам, которые сыграли в её судьбе ключевую роль. И даже когда с неё будут сняты все обвинения и претензии, престанут преследовать, тень прошлого будет нависать над ней ещё не раз. Послевоенные проекты, в котором могли бы участвовать такие мировые знаменитости, как Бриджит Бордо, Жан Кокто, Жан Маре, Анна Маньяни, так и не были реализованы неё. Её карьера кинодокументалиста и режиссёра была окончена с падением фашистского режима.

Осознав, что на родине она просто не нужна, Лени решает побывать на Черном континенте. На это её вдохновила прочитанная книга «Зеленые холмы Африки» Эрнеста Хемингуэя. Теперь Рифеншталь будет выражать увиденное не только через кино, но и фотоискусство, которому она когда-то училась у Арнольда Фанка. Неунывающая немка реанимирует себя в творчестве и будет покорять новые горизонты.  После пятидесяти у Лени откроется  второе дыхание.

Для начала она снимет репортаж о нелегальной работорговле в Африке. Экспедиция будет нелегкой и едва не стоит Лени жизни. Пытаясь не задеть маленькую антилопу, машина перевернётся, Лени серьезно ранит голову. Женщина быстро поправится и вернётся к работе. Как-то она увидит воинов Масаи, одетых в ритуальную одежду, с копьями в сильных руках, и поймет, почему Хемингуэй был так  ими восхищён. 

Благодаря однажды увиденной фотографии, сделанной английским фотографом Джорджем Роджером, Рифеншталь сама станет автором уникальных снимков жителей одного африканского  племени Нуба. На фото Роджера во всей первозданной красоте были борцы Нуба, один из них сидел у другого на плечах. Лени во что бы то ни стало, хочет встретиться с нубийцами. Для путешествия в отдалённые места Африки нужны средства, которых у начинающего фотографа пока нет: пенсию Лени не получала и забота о матери была на ней. Поэтому она начала со съёмок фильма на берегах Нила и получения визы в Судан. К счастью, министр туризма Ахмед Абу Бакра помог ей в этом, но после падения Берлинской стены, инвесторы фильма потеряют деньги, и съёмки фильма будут отменены.

В 1962 году фортуна улыбнулась Лени, её приняли в состав экспедиции немецкого общества Нансена, предупредив, что эта поездка легкой не будет. Но трудностей бывшая танцовщица и альпинистка боялась меньше всего. Первое препятствие оказалось в том,   что никто понятия не имел, где же искать Кордофан и живущих в нём нубийцев. В столице Судана, Хартоуме,  Лени с трудом встретила человека, знавшего о нубийцах хоть что-то. Она также получила информацию от шефа полиции Кордофана, что нубийцы с фотографии  исчезли лет десять назад. Лени это не остановило.

На своём пути экспедиция встретит нубийцев, но они будут в шортах и рубашках, а те ходили, в чём мать родила. Потом они наконец-то увидели характерные для нубийцев круглые дома и обнажённую девушку, которая скрылась с глаз так быстро, что Лени едва успела её рассмотреть. Поиски продолжались уже пешком. Вскоре перед цивилизованными людьми предстали совершенно другие люди. Белый орнамент, украшавший обнаженное тело, затейливые головные уборы, гордая осанка, добрый взгляд – такими Лени первый раз увидела нубийцев. И была покорена их красотой.

Лени Рифеншталь, Нуба.

Экспедиция разместилась возле нубийской деревни, и Лени занялась изучением языка и обычаев нубийцев. В письме к матери она напишет, что не скучает ни минуты, так как почти черные нубийцы были удивительными людьми. Доброжелательными, жизнерадостными, лишённые многих пороков, присущим цивилизованным людям.  Вместе они слушали радио, метали дротики и просто общались. Лени фотографировала их,  правда, под присмотром суданского полицейского. Мусульманские законы запрещают фотографировать обнаженное тело, поэтому полицейский  строго следил за их выполнением. Все снимки отправлялись на цензуру в Хартум, многие из них не разрешали публиковать, правда, не уничтожали. Когда произошла смена власти, новый президент Нимейри, к счастью, смотрел на фотографии как на искусство, и Лени кроме суданского паспорта, удостоилась высшего суданского ордена. В следующей поездке у Рифеншталь будет официальное разрешение на съёмку. Она вновь встретится со своими старыми знакомыми и будет полна радости и счастья. Ещё раз убедиться, что сформировавшееся мнение о так званых «дикарях» не выдерживает критики. В своем интервью Кевину Броунлоу Лени рассказала о случае, который произошёл с ней в одной из поездок. Лени намеревалась провести около месяца в нубийском племени. Один немец и англичанин согласились довести её в нужное место и потребовали от Лени пятнадцать сотен марок вперед. Отдав последние сбережения, из четырёх запланированных недель, Лени провела среди нубийцев  всего три дня.  «Цивилизованные» немец и англичанин просто обманули её.

Всего немного времени Лени в тот раз провела на местном фестивале борьбы. Увиденное превзошло все ожидания. Это было захватывающее зрелище, так как борьба для нубийцев стояла на втором месте по важности после смерти.

В 1963 году Лени познакомилась с другим племенем, живущим в Западной Африке. Это были масаи. Она сделала много снимков, заинтересовавшись их внешним видом и одеждой. А также заметила огромную разницу между отношением к женщинам у нубийцев и масаев. К сожалению, фотоснимки масаев не сохранились. Один студент, согласившийся отослать их Европу, просто засветил фотографии. Лени очень расстроилась, но её утешили девяносто пленок с нубийцами. Она смогла их опубликовать только в одном немецком издании Кристал, другие же отказывали Рифеншталь, видимо опасаясь её нацистского прошлого.

В 1966 году Лени вновь вернётся к Нуба. На это раз её будет сопровождать молодой и талантливый кинооператор Хорст Кеттнер, в котором Лени найдёт своего единомышленника и друга. Нубийцы встретили женщину, как всегда с большой радостью, пригласив Лени в построенный для неё дом. С их последней встречи прошло пять лет, Лени была шокирована произошедшими изменениями. Нубийцы потеряли свой первозданный вид: теперь это были люди, одетые в нелепые одежды, они пристрастились к «прелестям» цивилизации. Познали власть денег, в результате появилась зависть, конкуренция, воровство. Многие из них выпрашивали у Лени сигареты, лекарства, украшения. Тогда Рифеншталь напишет, что с появлением темных сторон цивилизации, люди перестают быть счастливыми. Но надежда остаётся всегда. Лени решает найти в самых дальних уголках Африки другое племя нубийцев, носящее имя Кау.  Хорст не мог ей противиться, ему даже показалось, что Лени немного не в себе.

Поиски Кау оказались действительно очень трудными. Немыслимая жара, отсутствие карты местности усложняло поиски. И вот, наконец, словно мираж Лени увидела обнаженных девушек, они плавно двигались под звуки барабанов, их тела были украшены красно-желтыми орнаментами.  Лени тайком снимала их на камеру. С Кеттнером им удалось снять и кровавую битву с ножами (зуар), уникальную в своём роде. Восхитилась Лени и умением Кау создавать маски на своём лице и теле. В деревне Ниаро она увидела и сфотографировала юного парня, тело которого было разрисовано под леопарда. Лицо юноши вызвало у Лени ассоциации с Пикассо.

К сожалению, когда Лени и Хорст вернутся в деревню Кау в 1974-м, она опустеет. Ранее её придется опять выслушать в свой адрес едкую критику, что якобы Лени в своем фотоальбоме «Нубийцы – люди с другой планеты» пропагандирует всё ту же пресловутую нацистскую эстетику. Черные тела нубийцев будут сравнивать с черной формой рейха, снятые Лени кровавые бои будут служить доказательством её жестокости.

Несмотря на это  фото из африканской серии будут публиковать во многих известных изданиях. В 1975 году Лени получит золотую медаль за свои достижения в области фотографии от Немецкого Клуба. А суданское правительство подарит пару сотен её книг посольствам других  стран. В  1976 году Лени представит свой второй фотоальбом «Нубийцы из племени Кау». А немного позже «Лени Рифеншталь. Африка».

В семидесятых  Рифеншталь полностью растворится в своей новой находке – изучении жизни под водой. И наконец, тень прошлого оставит её в покое. Солгав инструктору по дайвингу, что её всего пятьдесят, Лени учится погружению с аквалангом и успешно проходит обучение, повергнув в изумление своих тренеров. Все-таки она раскрыла свой истинный возраст, который никогда не был ей помехой.  Лени побывает под водой в разных частях земного шара, изучит и увековечит в своих фотографиях нереальную красоту подводного царства, запечатлеет на пленку редкие виды рыб и растений. Увиденный ею мир будет полон гармонии, он даст  Лени то нужное ей чувство свободы от бренного мира и «цивилизованных» людей, которого ей когда-то очень не хватало.

За  подводные работы: «Коралловые сады» и «Чудеса под водой» Лени наградят, опять будут восхищаться и назовут лучшей. Будучи в столетнем возрасте она снимет документальный фильм о подводных обитателях Индийского океана, назвав его «Подводные впечатления» («Коралловый сад»). А двумя годами ранее вместе с Хорстом Кеттнером вернётся в Судан. Она хочет помочь своим друзьям нубийцам, пережившим многолетнюю войну. Но их ждёт разочарование. Многих из её друзей уже нет в живых, остальных цивилизация  изменила до неузнаваемости. Экспедиция потерпит фиаско. Вдобавок ко всему вертолет с Лени упадёт, она получит серьезные травмы. Но, как и раньше эта неординарная женщина выстоит. Бог отведет ей ещё пару лет жизни, а 8 сентября 2003 года Лени Рифеншталь покинет этот мир.

Каков был её жизненный путь, как Лени Рефиншталь прошла его, пережив взлеты и падения, что помогало ей в земном существовании,  можно узнать, прочитав её книгу «Пять жизней» и сделать для себя вывод, как можно жить и творить, даже когда рядом с тобой нет-нет, да и мелькнёт тень прошлого.

 

 

Google, найди мне