8

Контактная информация

email: contact@phototour.pro

skype: il-il-il

WhatsApp, Вацап:
+ 91 95 96 796 372 (Лех, Ладакх, Индия) 

Контактная информация и специальные предложения. Кликните, чтобы развернуть.
Главная Библиотека Основы фотографии Техника и технология фотосъемки. Основы фотосъемки
Календарь фототуров и туров
399/499 USD
1155 USD
821 USD

Золотое Кольцо Индии

4.11 — 16.11.2017 (13 дней/ 12 ночей)
487 / 587 USD
2212 USD

Оракулы Северной Индии

31.12 — 13.01.2018 (14 дней)
1387 USD

Голубые Горы

28.01 — 10.02.2018 (14 дней)
759 USD
1299 USD

ИНДИЯ + НЕПАЛ

21.03 — 3.04.2018 (14 дней)

Никогда не знаешь, что придет завтра — следующее утро или следующая жизнь...

Тибетская мудрость
Жизнь - как Удивительное Путешествие.
Техника и технология фотосъемки. Основы фотосъемки
Я.Д.Фельдман, Л.Д.Курский.

Техника и технология фотосъемки. Основы фотосъемки

Библиотека Проекта ФотоТур

 

Я.Д.ФЕЛЬДМАН, Л.Д. КУРСКИЙ
Техника и технология фотосъёмки.
Под редакцией профессора, доктора искусствоведения Р. Н. ИЛЬИНА
Одобрено Министерством бытового обслуживания населения РСФСР в качестве учебного пособия для техникумов.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 5
К истории фотографического портрета 11
А. Павильонная фотосъемка
I. Техника и методика портретной съёмки 22
1. Психология творческой работы 22
2. О художественности портретного изображения 27
3. О композиции фотографического портрета 32
4. Руки в фотопортрете 50
5. О расстоянии между моделью и фоном 52
6. Антропологические признаки в фотопортрете 53
7. Точка съемки 58
8. Перспектива фотографического изображения 62
9. Фон и первый план 74
II. Методика освещения при портретировании 79
1. Предварительные сведения об освещении 79
2. Выявление форм и объемов 80
3. Метод освещения модели 85
4. Тон и тоновые соотношения 89
5. Выявление фактуры 94
6. Освещение модели одним источником света 97
7. Освещение модели в темной тональности 104
8. Освещение модели в светлой тональности 106
9. Метод широкого моделирования НО
10. Освещение лица в профиль 112
11. Световое каширование 114
12. Предварительный свет 115
4
Оглавление
13. Рисующий свет 116
14. Заполняющий свет 122
15. Моделирующий свет 124
16. Фоновый свет 130
17. Экспонометрия 132
137
III. Практические упражнения
1. Гипсовый класс 137
2. Натюрморт 145
154
IV. Другие виды съемок в павильоне
1. Съемка для документов 154
2. Групповой портрет 157
3. Съемка детей 164
4. Фотореклама 168
5. Репродукционная съемка 170
Б. Внепавильонная съемка
178
I. Репортажная съемка
1. Принципы фоторепортажа 178
2. Съемка движущихся объектов 181
3. Съемка ритуала бракосочетания 185
4. Съемка в детских садах и школах 187
II. Съемка архитектурных объектов
1. Съемка архитектуры 192
2. Съемка у памятных мест 194
3. Съемка панорам 197
4. Съемка интерьеров 201
204
III. Специальные виды съемки
1. Техническая съемка 204
2. Стереоскопическая съемка 206
3. Макросъемка и микросъемка 209
Список литературы 215
Авторы фотографий 216

ПРЕДИСЛОВИЕ
Фотоаппарат сегодня имеется почти в каждом доме. Миллионы лю-
дей умеют хорошо фотографировать. И все равно каждый непременно
обращается к услугам профессиональной, бытовой фотографии, чтобы
сняться для документа, чтобы запечатлеть торжественные моменты сво-
ей жизни, наконец, чтобы сняться портретно.
Каждый день тысячи фотографов-профессионалов снимают миллио-
ны людей. Буквально каждый человек оставляет свое фотографическое
изображение. Это особенно ценно для наших потомков. Ведь так важно,
как выглядел твой близкий человек в разные моменты своей жизни.
Практика документализма показывает, насколько ценными могут
явиться, казалось бы, совершенно обыденные, протокольно снятые «кар-
точки», запечатлевшие самых различных людей. В фотоснимках — наша
история, бесценный след человека на Земле!
Бытовое фотографирование сегодня — одна из существенных отрас-
лей обслуживания советских людей, все чаще обращающихся к услугам
фотографов. Постоянно растет качество бытового фотографирования,
улучшается материальная база профессионалов-фотографов, повышает-
ся их квалификация.
Работать в фотографии ежегодно приходят сотни новых молодых
профессионалов. Совершенствуется квалификация ветеранов. Укреп-
ляется авторитет профессии. Повышается культура работы.
Действительно, профессия фотографа, постоянно вступающего в
творческий контакт с массой разных людей, чрезвычайно интересна,
сложна и ответственна. От того, как будут запечатлены на снимках
наши современники, зависит качество грандиозной портретной галереи,
создаваемой их повседневным трудом.
Это и работа и творчество одновременно. Повышать культуру труда,
наиболее полно удовлетворять запросы людей, обращающихся в фото-
графии за услугами,— очень важная и ответственная задача.
Предлагаемая вниманию читателей книга — учебное пособие авторов
Я. Д. Фельдмана и Л. Д. Курского — предназначена для обучения моло-
дых фотографов-профессионалов и для повышения квалификации уже
работающих. Книга-учебник всегда своеобразна, ибо содержит, как пра-
вило, сумму методических рекомендаций, необходимых для приобрете-
ния уверенности и целесообразности в работе.
Методика, технология и приемы фотосъемки, а также терминоло-
гия взяты авторами из обширнейшего опыта фотографии как науки и
искусства, но одновременно и из колоссальной практики бытовых фото-
графов, лучшие работы которых вплотную примыкают к фотографиче-
скому искусству. Не случайно книга иллюстрирована известнейшими об-
разцами фотографий, признанными на всесоюзных фотовыставках, авто-
ры которых увенчаны лаврами победителей. Это очень важно для рас-
пространения лучших образцов творчества, которые могут служить при-
мером для учебы и подражания. Мы надеемся на то, что это не поме-
шает творческому поиску и самостоятельности фотографа в выборе твор-
ческого приема съемки, тогда каждый снимок непременно будет не по-
хож на другой.
К сожалению, сегодня еще нельзя быть удовлетворенным качест-
венными результатами работы фотографов. Еще очень много фотогра-
фий невыразительных, стандартных.
В чем же причина еще невысокой культуры фотографирования?
Быть может, в неумении подойти к человеку, раскрыть его индивиду-
альность на снимке, в слабом желании или неумении увидеть интерес-
ное в человеке?
Конечно, не все недостатки можно объяснить только приведенными
причинами. Еще многое зависит и от специфических требований за-
казчиков, нередко ориентирующих фотографа на стандарт. Но ведь
и фотографическая культура растет вместе с эстетическим развитием
людей. Этот сложный и постепенный процесс активно связан с худо-
жественной деятельностью фотографа, задача которого воспитывать вкус
заказчика, выполняя работы только на высоком художественном уровне
(речь идет о художественной фотографии).
Эта книга преследует благородную цель: научить фотографа свобод-
ному владению профессией, раскрыть широчайшие творческие возмож-
ности фотографирования в максимальном количестве практических слу-
чаев съемки или точно сформулировать наилучшие приемы изображе-
ния, когда, кроме протокольной фиксации объектов, иной цели не ста-
вится.
Основной материал книги посвящен павильонному фотографирова-
нию, работе с источниками искусственного освещения — основным видам
профессиональной работы фотографов.
Конечно, это далеко не единственная книга для учебы и повыше-
ния квалификации. Книгу полезно дополнять самостоятельным чтением
иной литературы, имеющейся по различным вопросам фотографии.
Особый интерес представляют методические рекомендации по ком-
позиции и освещению портретов, в которых дается верный и простой
путь к возможной творческой удаче. Эта методика является обобще-
нием огромного практического опыта профессионалов-фотографов.
Внимательное изучение методических рекомендаций — залог успеха
в самостоятельной работе, залог повышения производительности труда
и улучшения качества его итогов.
Среди материалов книги очень важны рекомендации авторов, по-
следовательно раскрывающих съемочный процесс от начала работы с
объектом до окончательной композиции снимка.
Мы обращаем внимание читателей на то, что успех сопутствует не
только технически умелому фотографу, но и, главным образом, внима-
тельному психологу, человеку, умеющему создать своей «модели» наи-
лучшее настроение во время съемки, выявить характерное в человеке и
лишь тогда технически совершенно запечатлеть итог своей деятельности
на фотоснимке.
Чтобы иметь время для размышления, для выбора точки съемки,
определения нужного композиционного построения снимка — вырази-
тельной позы, выражения лица, глаз человека, оптимальных условий
освещения и т. д., необходимо профессионально быстро устанавливать
осветительные приборы, камеру, фон, что требует определенного навы-
ка. Это является тем планом профессиональной работы, который способ-
ствует творческой удаче. Без определенной последовательности опера-
ций съемки (камера, освещение, контроль фактуры, техника фотографи-
рования) работа превращается в самодеятельность, любительщину и
никогда не гарантирует высокого профессионального качества.
Техника и производственная технология никогда не должны быть
самоцелью фотографа, это только предпосылки для достижения проду-
манного и желаемого результата. Самое важное в процессе съемки-
точно знать, что и как хочет изобразить на снимке его автор. Он же дол-
жен уметь помочь человеку, пришедшему фотографироваться, ощутить
себя оригинальной, неповторимой личностью (конечно, кроме случаев
съемки для документов), ибо каждый человек неповторим, уникален.
И как бывает досадно, если фотоснимки стандартно показывают всех
людей «на одно лицо».
Только в глубоко творческом процессе на фотоснимке рождается
образ нашего современника. Сама по себе фотографическая техника без
прикосновения к ней творческой руки, материализующей мысль худож-
ника, мертва. Это всего лишь техническая база съемки.
Технология позволяет грамотно реализовать замысел, верно вы-
брать из большого количества только те выразительные средства, ко-
торые будут соответствовать задаче съемки. Наверное, сегодня уже
можно говорить о такой работе и творчестве одновременно.
Эта книга обращена к молодым, начинающим фотографам, а пото-
му очень важно обратиться к каждому из них по существу их про-
фессии.
Работа с людьми — всегда творчество. И для успеха нужно внима-
тельно изучать жизнь, людей, все богатство мира. Наблюдательность—
залог успеха. Ведь только жизнь дает нам подлинные, разнообразней-
шие картины, на основе которых в фотоателье придется воспроизво-
дить их подобие искусственными средствами и техническими инстру-
ментами.
Чтобы строить естественные композиции снимков, нужно уметь
видеть прообразы будущих фотографий, уметь вспоминать увиден-
ное, собирать образы по крупицам. Для этого требуется не только внима-
ние к окружающей жизни, но и изобразительная культура. Ведь до
того, как вы будете снимать, уже сняты миллиарды фотографий. И сов-
сем не плохо, если у вас имеются любимые снимки, которые вам очень
нравятся. Еще лучше, если вы интересуетесь изобразительным искус-
ством, которое питает художественную фотографию своим замечатель-
ным пластическим зримым опытом. А у фотографии имеется и близкий
родственник — кинематограф, у которого так плодотворно можно учить-
ся пластической выразительности и портретности.
Фотография — всегда остановленное время. Но не просто и не слу-
чайно остановленное, а его кульминация, самый важный существенный
момент. Только тогда фотография может стать выразительной, а не
будет случайным снимком. Уметь выбрать момент съемки — великое
дело и искусство одновременно.
Не нужно думать, что если фотография запечатлела жизнь в стати-
ке, то и подготовка к съемке — формирование статики. Опыт пока-
зывает, что есть «живые» фотоснимки, искрящиеся динамичным взгля-
дом, привлекающие позой, как бы продолжающие движение: вот-вот,
кажется, человек заговорит или сдвинется с места. Наверное, динамич-
ность — ценный показатель профессионального мастерства, конечно, ес-
ли это не официальная или протокольная фотография. Особенно слож-
но получить динамичный портрет, еще сложнее — групповой снимок
людей, фотографируемых в ателье. Ведь любую композицию фотогра-
фу приходится «ставить», т. е. полностью организовывать. А такое за-
нятие сродни режиссуре. Несомненно, что репортажно полу-
чить живую динамичную картину на снимке гораздо легче, тогда же
можно выбирать лучший снимок из целой серии, лучшую динамику
среди серии кульминаций движения. Снимок в ателье чаще всего вы-
полняется как законченная картина в единственном числе, без вариан-
тов и повторов, а нередко осуществляется и с продолжительным вре-
менем экспонирования, что требует фиксации поз людей. Здесь важно
иметь зоркий глаз и умение мгновенно оценить наиболее существенное
в их поведении.
Фотографирование, особенно портретное,— весьма специфическое
занятие, имеющее свои законы и свою творческую условность. В од-
ном случае, на официальной фотографии например, лицо человека долж-
но быть фронтально обращено к объективу камеры и освещено до-
статочно равномерно (тонально). В другом случае, в художественном фо-
топортрете, возможна свободная динамичная композиция: любой пово-
рот и наклон головы, а также необходимый рисунок освещения, разная
крупность изображения лица и т. д. .
Огромное значение для успеха работы фотографа имеет профессио-
нально быстрая оценка внешних пластических данных человека, что
помогает затем, в процессе установки камеры и освещения, сосредото-
чить внимание на постижении характера, особенностей модели. Не бес-
полезно помнить виды и возможности корректировки черт лица, фигу-
ры человека, учитывать пол и возраст модели. Так, для молодых жен-
щин наиболее выразительным окажется мягкое моделирующее осве-
щение от камеры даже бестеневое, и спокойный светлый фон. Для
мужских портретов лучше светотеневое решение. Для лиц с трудными,
резкими чертами хорошие результаты дает неконтрастное боковое осве-
щение. Светотенью и световой моделировкой, ракурсом возможно скор-
ректировать облик человека, как бы помочь ему выглядеть выразитель-
но на фотоснимке. Особенно важно потрудиться над женскими портрета-
ми, даже если придется применить мягкорисующую оптику или при-
способления, располагаемые перед объективом для сообщения снимку
нужной мягкости и ретушированности. В таком случае прекрасно «ра-
ботает» сильный световой контур на волосах, тактично подобранные
женские украшения и т. д.
Конечно, для наиболее стабильных успехов можно рекомендовать и
метод предварительной (пробной) съемки. Ведь на основе уже получен-
ного снимка легче точно выбрать необходимый прием. Значительное
большинство обращающихся в фотографии, вероятно, согласится прийти
еще раз, чтобы получить хорошую фотографию.
Существенное значение имеет выбор фона и прежде всего его то-
нальности и фактурности. Современное фотоателье должно иметь до-
статочно широкий выбор фонов, причем не только условных с гладки-
ми фактурами, но и фотографических фонов необходимого размера с
конкретной характерностью: изображения интерьеров, архитектурных
сооружений, натурных объектов и т. д. Конечно, в таком случае вы-
бор фона по сюжету определяет выразительность и целесообразность
снимка. И конечно, ателье пользуется набором стульев, кресел, вообще
разного реквизита, с помощью которого возможно строить самые раз-
личные композиции снимков, задавать им сюжет. Все это непременно ска-
жется на живости и нестандартности снимков.
В перспективе предвидится возможность радовать портретируемых
цветной фотографией. Съемка в цвете потребует от фотографов особой
культуры видения цвета, отражаемой в выборе цветных фактур, одеж-
ды и фонов в первую очередь, ибо цвет лица чаще всего почти оди-
наков. Сегодня возможно получать высококачественные фотографии не
на фотобумаге, а на диапозитивах-слайдах, имеющих у фотолюбителей
широкое распространение и признание за портативность, простоту съем-
ки и очень хорошую цветопередачу.
Для поддержания профессиональной «формы» фотографу можно
рекомендовать не только быть внимательным к жизни, но и осваивать
эту жизнь с фотоаппаратом в руках. Такая деятельность, напоминаю-
щая занятие любителя-фотографа, представляет собой аналог того, что
делают художники, выходящие на этюды, на натуру. Для фотографа-
профессионала, находящегося целые дни в фотоателье, не видящего на-
стоящего света, особенно ценен фоторепортаж и натурные этюды, фото-
графирование при естественном освещении. Вполне удобным местом
для выставок таких фоторабот, представляющих творчество фотогра-
фа, интересных для тех, кто приходит фотографироваться, вероятно,
было бы само помещение фотоателье, потому что множество ателье сего-
дня располагается в достаточно просторных помещениях современных
зданий и имеет вестибюли и залы ожидания.
Хочется помечтать и о систематических выставках работ фотогра-
фов-профессионалов бытового обслуживания. Копится интересный твор-
ческий опыт, который всемерно необходимо распространять. О фото-
графии, особенно о ее достоинствах и качествах, невозможно только
говорить и писать — фотографии нужно смотреть. Думается, что катало-
ги лучших фоторабот, которые могут стать примерами для рационально-
го подражания, необходимо публиковать и не только в приложении к
учебным пособиям, а и отдельно, наподобие каталогов к выставкам жи-
вописцев и графиков. Конечно, для фотографии необходима самая тща-
тельная технологическая аннотация: всегда важно знать, как, каким об-
разом получен тот или иной интересный результат. Ценно такое начи-
нание и для воплощения облика нашего современника, для подтверж-
дения преимуществ советского образа жизни. Ведь прекрасен человек
не только в работе, но и когда просто позирует для фотоснимка.
Бытовая фотография расширяет свои границы. Так, сегодня все
больше поступает заказов на фотосъемку от различных учреждений и
организаций с целью фотофиксации или для технической пропаганды,
для обобщения передового опыта. В книге имеются примеры рациональ-
ной работы и в этой важной области.
Характерно, что сегодня фотосъемка приобретает и значение пре-
стижного документа, например фотографирование передовиков произ-
водства, героев труда на фоне Красных знамен отрасли, в залах тор-
жественных заседаний и т. д. Такой фотоснимок, действительно, являет-
ся реликвией и гордостью того человека, который на нем изображен в
числе товарищей по труду и подвигу.
Конечно, в предлагаемой читателю книге было невозможно охватить
все виды фотографирования и тем более дать подробные рекомендации
к съемкам. Отражены наиболее важные вопросы, требующие рациональ-
ной методики и раскрытия сложных процессов, гарантирующих прием-
лемый сегодня уровень профессионального мастерства.
Умение, навык, мастерство вырабатываются исключительно в прак-
тике работы, зависят от личных данных: от отношения к работе, от
профессиональной склонности к этому виду творческого труда, от уме-
ния вступать в контакт с разными людьми. Обо всем этом тактично и
скромно напоминают читателям авторы книги.
Вероятно и то, что верный выбор профессии положительно сказы-
вается на результатах будущей работы. Нужно любить свою профессию,
тогда и напряженный труд будет радостным. Ведь фотограф-профессио-
нал работает на своеобразном производстве. Он не является свободным
художником и не располагает выбором времени для съемок соответст-
венно своему настроению. Он всегда должен быть в форме. А без мето-
дики это неосуществимо, ибо, руководствуясь ею, можно достигать при
сложности и постоянной повторяемости операций фотографирования вы-
соких и стабильных творческих результатов.
Книга обращена к молодым, постигающим основы этой удивитель-
но интересной и нужной всем людям профессии. Постигая ее тайны, по-
лезно всегда помнить, что только опыт, знания и умение формируют
профессионала при непременном упорстве в достижении желанной цели.
Пусть сначала еще не все получается, но ведь и у самых крупных,
сегодня признанных мастеров был период ученичества. Мы призываем
вас упорно и последовательно осваивать школу профессии, которая впо-
следствии и даст мастерство.
Эта книга — первый опыт создания методического пособия для
овладения профессией фотографа-профессионала. Естественно, что при
изучении ее материалов возникнут вопросы и советы для ее уточнения
и улучшения в последующих изданиях. Мы ждем ваших отзывов и по-
желаний, которые будут с благодарностью учтены.
И еще: цените свою профессию, развивайте и совершенствуйте мас-
терство. Ваш труд необходим каждому человеку! Разве это не высшая
радость — сознавать свою личную причастность к жизни людей, удов-
летворять их высокие запросы и потребность?!
Р. Н. ИЛЬИН

Google, найди мне